На днях Агентство по статистике при президенте Таджикистана предоставило сведение о том, что товарооборот между Таджикистаном и Кыргызстаном резко упал, по сравнению с тем же периодом прошлого года. Торговый оборот между Таджикистаном и Кыргызстаном в январе этого года составил чуть более $1 млн. 236 тыс., что на 88,9% ниже показателя аналогичного периода прошлого года. И все это после известных инцидентов на участке кыргызско-таджикской госграницы, которую кыргызская сторона считает своим, но у Таджикистана другое мнение.
Если учесть, что все КПП в одностороннем порядке (со стороны КР) закрыты и временно приостановлена контрабандно топливная артерия в Таджикистан через данный участок, не составляет затруднения сделать вывод, на чем держится торговый оборот Таджикистана с Кыргызстаном.
Отметим, что спорных участков на кыргызско-таджикской госгранице несколько, и именно они и используются для провоза контрабандных товаров. Дело в том, что поскольку участки спорные, обе стороны не имеют права выставлять там пограничные наряды. То есть граница фактически открыта.
Основной поток контрабанды идет из Кыргызстана в Таджикистан. Причем вывозятся нефтепродукты и горюче-смазочные материалы. Ни Таджикистан, ни Кыргызстан к нефтедобывающим странам не относятся. Обе республики импортируют нефть из России. Но разница в том, что Кыргызстан освобожден от уплаты пошлины, а Таджикистан - нет. Плюс Таджикистану дорого обходится доставка топлива через две границы - через Казахстан и Узбекистан, в то время как Кыргызстан все перевозит через соседний Казахстан, а это намного дешевле. Вот на этом-то и наживаются дельцы.
Причем прикрывают их на самом верху. Еще в 2011 году вспыхнул скандал, когда пошла информация, что к контрабанде причастен премьер Омурбек Бабанов.
В любом случае, было замечено, что на пунктах пропуска в Баткенском и Лейлекском районах Кыргызстана таможенники шарят по багажникам старых «Москвичей» и «Жигулей», выискивая и изымая канистры с бензином, в то же время свободно через границу проезжают под завязку груженые фуры. По документам в них могут находиться фрукты, продукты и хозтовары, но реально они загружены в основном канистрами с топливом.
В январе прошлого года, когда обсуждались меры по борьбе с контрабандой, на пограничном посту «Айрыбас» было решено организовать пункт мониторинга, для учета и контроля поступления ГСМ в Баткенскую область Кыргызстана. Минтрансу было поручено организовать на выезде из Оша пункт весового контроля для определения осевых нагрузок большегрузных транспортных средств, направляющихся в Ноокатский район и Баткенскую область.
Но воз и ныне там. Контрабанда, под покровительством таможенников и высоких чинов - в первую очередь вице-премьера Токона Мамытова, по единоличному распоряжению которого, собственно, и была перекрыто граница с кыргызской стороны, - пышно процветает. Уже открыто говорят, что закрытый режим стал личной кормушкой этого самого Мамытова. Ведь как это понимать? - Официальные грузы кыргызские погранцы не пропускают, а контрабанды «не замечают»?
Между тем самим жителям Баткенской области горючего не хватает. Поэтому жители Баткенской области уже готовы совершить самосуд над контрабандистами.
Но помимо этого есть еще и внешнеполитический аспект. Фактически Кыргызстан пользуется льготным режимом, который республике предоставила Россия. А у нее отношения с Таджикистаном до сих пор не самые лучшие, после инцидента с российскими летчиками. И понятно, что в России знают о том, что имеет место контрабанда топлива соседу, и неизвестно, сколько россияне еще будут это терпеть. Могут и «закрыть вентиль». Ведь Кыргызстан закупает беспошлинно ГСМ столько, сколько нужно, а топлива постоянно не хватает. А все потому, что на контрабанде зарабатывают немалые деньги.
Как говорилось еще в 2011 году в Жогорку Кенеше , некоторые чиновники на контрабанде зарабатывали в день до 80 тысяч долларов. В Таджикистане многие заправки живут за счет контрабандного топлива.
А кто-нибудь на всех этих многочисленных заседаниях Жогорку Кенеша и ведомственных комиссий обмолвился о том, сколько денег теряет государство из-за контрабанды не только ГСМ, но и других товаров? Никто этой цифры не озвучивал, не до того. Все больше любят считать, кто сколько украл. Однако понятно, что речь может идти о миллиардных суммах. Вот недавно сообщили, что жители приграничных районов заметили, что контрабандно продали в Таджикистан 5 тонн риса, 2,5 тонны яблок и... 2 лошади.
Бог с ними, с лошадьми, на них пошлины никто не вводил. Но ежедневно беспошлинно из Кыргызстана выводятся самые разные товары: одежда, хозтовары, парфюмерия. Всего этого мы не производим, все это выгоды нашего географического положения. За счет этого паразитируют таможенники и чиновники, а что получает страна, промышленность, сельское хозяйство?
Поэтому и нет нормального торгового оборота, как выясняется.