CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Афганистан: риски и вызовы для ЦАР

9 октября 2014

Интервью с директором Центра евро-атлантической безопасности (ЦЕАБ) Института международных исследований МГИМО (У) МИД России Андреем Казанцевым.

- Какие новые риски в сфере безопасности появились в последнее время в регионах ЦАР и Южный Кавказ?

- Первое. Это Исламское Государство. Раньше была одна черная дыра - Афганистан, в которой спасались террористы и экстремисты со всех окружающих стран, в том числе выходцы с Северного Кавказа, уйгуры с Китая, с Ферганской долины из Центральной Азии. Теперь появился новый полюс притяжения - это ИГИЛ в Ираке и Сирии. Уже происходят взаимодействия между разными группами не только в Ираке и Сирии, но и между другими странами.

Одни и те же сети и боевики представлены и там и там. Происходит вербовка террористов в других странах, в том числе и у нас, в Москве. Достаточно много вербуется таджикских мигрантов, узбекских рабочих. При этом им все равно против кого воевать - против Запада или России. Им наши геополитические разборки не интересны. Они против всех.

Второе. Произошло резкое обострение отношений между США и Россией. Китай играет большую роль в экономике, но вот в обеспечении безопасности эта роль существенно ниже. Они не сильно хотят тратить на этот аспект деньги и вмешиваться. Они занимаются экономическими вопросами. За север Афганистана, в принципе, отвечает Россия, в частности, в регионе ОДКБ. А к югу - американцы. А в ситуации, когда между нами обострились отношения, соответственно не сильно понятно как эти проблемы решать. Наркотики, террористы, которые переходят через границы - эти вопросы сейчас стоят перед нашими странами. Однако очень много противоречий накопилось между Россией и США и по линии Афганистана. Даже раньше сотрудничество было слабым, а сейчас из-за украинской ситуации и вовсе обнулилось.

Вот эти две, на мой взгляд, новые и серьезные угрозы.

- Раз мы заговорили об ИГИЛ. Это Исламское Государство - это реальный вызов мирового масштаба или все же искусственно созданный пиар-проект?

- Да нет, ИГИЛ - это вполне реальная сила. Она вполне серьезно разгромила иракскую армию, которую американцы создали с большим трудом и колоссальными затратами. Вполне серьезно, что эта армия разбежалась и по сути дела Ирак сейчас спасают шииты. Кроме того, несколько раз иранские войска переходили границу, в особые опасные моменты, и помогали правительству. Сложилась ситуация, когда против ИГИЛ воюют все - Иран, потому что он защищает правительство шиитов в Ираке. Как раз районы ИГИЛ находятся под контролем суннитов. По сути, все сунниты перешли на сторону Исламского Государства, потому что они были недовольны шиитским правительством.

Вторая страна, вовлеченная в это - Россия, которая была первым государством, которая поставила Ираку вооружение, в том числе боевые самолеты. Американцы задержались с этой поставкой, и Путин принял оперативное решение по поставке вооружения.

Третья сторона - США. Сейчас американцы, соответственно, бомбят ИГИЛ. Вовлеченность стран очень большая, что уже говорит о всей серьезности ситуации.

- А если предположить, что ИГИЛ станет жизнеспособным организмом, то какова будет дальнейшая угроза для мирового сообщества?

- Силы их не велики. Могу привести аналогию с Махно. Так и «игилцы» ездили на джипах с пулеметами, а иракская армия, вооруженная мощной артиллерией и оружием, просто разбежалась, не став воевать с ИГИЛ. Отчасти она перешла на сторону Исламского Государства. Речь не идет о том, что это большие силы, более чем скромные. Правда, за последнее время контингент их несколько увеличился. Прежде всего, за счет американской помощи исламскому государству в Сирии в войне против Асада. А потом они получили оружие и огромные суммы денег, которые бросили иракские солдаты. Они действительно бросили в банках деньги. Войска Ирака даже не стали грабить банк, когда уходили, что удивительно. Все это досталось ИГИЛ.

Большую угрозу представляют, безусловно, террористы. Как я уже говорил, в том числе и в прессе, широко распространена информация о вербовке для «священной войны» мусульман России. Отсюда вопрос - что мешает завербовать его, чтобы он воевал не в Сирии, а устраивал теракты на месте?

На этой проблеме завязана проблема консолидации сил против ИГИЛ.

- Если брать государства ЦАР, то, по Вашей оценке, что какие факторы представляют наибольшую угрозу - внутренние или внешние?

- Внутренние факторы первичны в любом случае, а внешние - как усиливающий момент. Говорить, что в ЦА все проблемы от внешних игроков или от Афганистана неверно. По сути, человек заболевает, когда у него плохой иммунитет. Здесь схожая ситуация в большинстве стран ЦА. Но не везде. К примеру, Казахстан стабилен.

- Стабилен до транзита власти?

- Не факт. Мы же не знаем как он пройдет. Может быть, транзит пройдет по запланированной схеме и все будет хорошо. А вот ситуация в других странах, граничащих с Афганистаном вызывает определенную тревогу, особенно в Таджикистане. Или Кыргызстане.

ia-centr.ru

Предыдущая статьяКаспий как возможность для развития сотрудничества
Следующая статьяНовая глава в отношениях Казахстана и ЕС