CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

caspiania.org

Сколько еще продлятся переговорные мучения?

19 марта 2015

На этой неделе прошел очередной раунд переговоров так называемой международной шестерки по ядерной программе Ирана. При этом по-прежнему утверждается, что так называемые «окончательные условия соглашения с Тегераном» должны быть выработаны максимум до 24 марта. Но поскольку всех этих последних разов было не просто много, а очень много, даже сами в себе уверенные представители американской администрации выражают сдержанный пессимизм насчет шансов достижения хотя бы каких-то очередных промежуточных договоренностей с Ираном.

До этого в «-надцатый» раз встречались между собой министры иностранных дел США, Франции, ФРГ и Великобритании, которые в очередной раз обсуждали ядерную программу (или по их классификации «проблему» ) Ирана, и что делать с иранцами, если они все-таки не согласятся на циничное выкручивание рук и откручивание им головы цивилизованным западным сообществом.

Так что же дальше? В администрации Обамы говорят о том, что если Иран не подпишет 24 марта окончательное соглашение о фактически полном сворачивании иранской ядерной программы, то против этой страны могут быть введены еще более жесткие санкции.

Если же Иран пойдет на попятную, и со всеми навязываемыми ему условиями согласится, то Запад в лице США и к ним примкнувших может начать кое-что размораживать из иранских денежных ресурсов в западных банках, И опять-таки может быть некоторые санкции на осуществление финансовых операций, которые действовали против Ирана последние десятилетия, возможно будут частично пересмотрены.

Показательно, что представители Госдепартамента и лично Госсекретарь США пытаются убедить своих западноевропейских коллег, будто в американском проекте соглашения с Тегераном якобы полностью исключается вероятность получения Ираном доступа к ядерному оружию. Заявление это более чем спорное, потому как американские представители не имеют никакого доступа к иранским ядерным объектам. Работающие там специалисты им не подчиняются, и что на самом деле имеется в наличии у Ирана известно лишь верховному руководству этого государства.

При этом Франция, Германия и Великобритания мягко говоря не разделяют оптимизма Соединенных Штатов будто путем дальнейших переговоров можно будет заставить иранцев отказаться от национальной ядерной программы. Как и вообще непонятно какое отношение европейцы имеют к иранской ядерной программе, если больше всего подобный вопрос волнует совсем даже не их, а США, Израиль и Саудовскую Аравию?

Замечу также, что просто нелепо выглядят распространяемые рядом европейских СМИ сообщения, будто участники переговоров с Ираном от ЕС «очень разочарованы» неспособностью Соединенных Штатов продавить нужное соглашение с Тегераном. Еще более поразил всех министр иностранных дел Германии, который произнес сакраментальную фразу: «Должно быть ясно, что никакого продления сценария переговоров по Ирану не будет». Уж наверное не ему и другим европейцам рассуждать, что будет, а чего не будет в переговорах с Ираном, которые навязаны и ведутся вовсе даже не ими, а исключительно Соединенными Штатами.

Помимо всего прочего никто вообще и ни о чем не спрашивает сам Иран, а также двух других участников переговоров - Россию и Китай. Их мнение не только не принимается в расчет, их ставят только перед уже обсужденными условиями и сверенными совсем даже не с ними позициями ведущих западных стран. Так кто и на каких условиях вообще все это будет выполнять, если идет самая циничная «игра в переговоры» с заранее известным результатом?

К тому же Германия вдруг обеспокоилась гарантиями безопасности Израиля по этим соглашениям, а Франция вроде как не совсем довольна односторонними уступками, которые может сделать американская администрация Тегерану. Тут опять господа европейцы зациклились относительно количества центрифуг для обогащения урана, которое американцы согласны оставить Ирану в рамках обсуждаемого нынче соглашения. Хотя по сути дела какое все это вообще имеет отношение к тому, что вот уже не первый год ядерная шестерка постоянно дискутирует?

Поражает в очередной раз и высказанная Францией некая озабоченность относительно дальнейших ядерных разработок Ирана. То есть Парижу можно иметь ядерное оружие и модернизировать его, а Ирану все это надо как можно скорее запретить. Французский президент даже пригрозил «ничего не подписывать», если «Тегеран сможет в дальнейшем в любой момент использовать свои атомные наработки в военных целях».

И что самое гротескное в этой ситуации - все «вдруг» очень как-то сильно озаботились, что переговорный процесс, продолжавшийся более десяти лет и обеспечивавший сотням дипломатов из стран шестерки приличный карьерный куш и комфортные поездки по Венам-Парижам-Женевам, может попросту закрыться. Опять-таки «вдруг» обнаружилось, что среди «дружной команды» шестерочных переговорщиков оказывается нет никакого согласия даже между западными с виду «союзниками», не говоря уже о России и Китае.

Глупейший вывод, который сделали критики иранской позиции относительно того, что Тегеран якобы делал ставку только на прямой диалог с США, не выдерживает никакой критики. Все антииранские санкции, напомню, вводила одна страна, она же навязала всем остальным именно тот пакет санкций, который нынче действует против Ирана. И пока в Вашингтоне не пересмотрят свою политику, никакая шестерка ничего ровным счетом не добьется.

Еще больше неясности вносит упоминание о выполнении каких-то мифических резолюций Совета Безопасности ООН и решений МАГАТЭ, которые должны одинаково трактоваться всеми странами, в том числе и Ираном. Но кто все эти решения навязывал голосовавшим? И по какой такой причине что Россия, что Китай их в тот момент поддержали? Они что, думали таким образом лишить Иран ядерной программы, заодно поменять там политический режим, а все остальные отсидятся мирно в сторонке?

А если завтра будет вынесена еще одна резолюция ООН относительно того, что ядерные программы надо заморозить Москве и Пекину? Кто-то побежит выполнять подобные решения? Или Иран уже перестал существовать как суверенное государство, чтобы ему «посторонние» указывали, что и как делать с вопросами, касающимися напрямую военно-политического существования этой страны?

Здесь важно отметить, что на каждую отдельно взятую страну ЕС, а также Соединенные Штаты, давят одновременно Израиль и Саудовская Аравия. Обе эти страны также подчеркивают, что дело не просто в существовании или замораживании иранской ядерной программы, а в самом факте обеспечения безопасности как Израиля, так и Саудовского королевства. И если Ирану не запретят иметь собственное ядерное оружие, то этот вопрос уже будут решать Тель-Авив и Эр-Рияд каждый своими собственными средствами.

Замечу, что ни те, ни другие в переговорах по Ирану не участвуют, но имеют сильное влияние на формирование позиций отдельно взятых европейских государств.

Наивно в этой связи было бы думать, будто ЕС поддерживает позицию Израиля по Ирану в пику нынешней позиции администрации Белого Дома наряду с нежеланием лично Обамы что-либо делать «по просьбе» нынешнего израильского руководства.

Но разногласия здесь обострились и по самой сути вроде как возможных соглашений. Нужно ли что-то очередное промежуточное вообще, или лучше ничего не подписывать, поскольку толку никакого от подобного документа не будет. А Иран уже окончательно хлопнет дверью, и дальше на горизонте замаячит только военная операция, которую ни Европа, ни США по полной программе осуществлять явно не готовы. А Израиль с Саудовской Аравией в одиночку подобную авантюру также явно не осилят.

К тому же явно обострилось противостояние между Конгрессом Соединенных Штатов и Белым Домом, причем американские законодатели явно настроены по отношению к Ирану более чем агрессивно. И «уесть» в очередной раз контролируемые республиканцами Палата Представителей и Сенат американского президента могут с иранскими переговорами просто разрушительно.

Как известно, Конгресс США выступает категорически против любого соглашения с Ираном, если тот полностью не прекратит свою ядерную программу, да еще фактически не разоружится в области средств доставки ядерных зарядов. При этом что больше всего раздражает конгрессменов, Обама до сих пор не предоставил им полного текста соглашения, которое администрация Белого Дома намерена подписать с Тегераном. И только когда Конгресс детально изучит документ, по нему будет вынесено какое-то конкретное решение.

Как считают американские сенаторы, для изучения проекта соглашения с Ираном им потребуется не менее 60 дней, а на это время будут заблокированы любые инициативы Белого Дома, касающиеся переговоров по иранскому ядерному досье. Обама пригрозил конгрессменам применить право вето на новый проект санкций против Ирана, на что уязвленные неуступчивостью хозяина Белого Дома пообещали ему это самое вето покрыть своим, более весомым запретом.

Тем самым американские сенаторы элементарно могут публично унизить своего президента, что почти гарантированно вызовет не просто нескрываемое негодование со стороны Белого Дома, но и новый приступ «бурной внешнеполитической деятельности» со стороны лично Обамы и его ближайших подчиненных. А здесь под иранскую раздачу может попасть кто угодно - и сам неуступчивый Иран.

А может отвязка-развязка будет найдена в каких-то «решительных действиях» президента в отношении Украины, или подразделений Арабского Халифата, или будет отдан приказ физически устранить президента Сирии Башара Асада. И тогда игры в иранские переговоры да санкции покажутся всему миру просто цветочками на милых приусадебных грядочках.

Что символично - и Конгресс, и Белый Дом постоянно намекают на то, что «вполне возможно, что использовать исторический шанс и добиться соглашения с Ираном не удастся». А значит готовится уже не просто некий «план В» относительно Ирана и его ядерной программы, но и существуют инструкции по его практическому применению. Может даже так случиться, что президент США попросту плюнет на все эти шестерочные переговоры и оставит ситуацию развиваться самотеком. То бишь тем самым даст некий карт-бланш Израилю на принятие соответствующих мер против несговорчивого Тегерана.

Обама вообще считает, что факт продолжения бесконечных переговоров уже сам по себе задерживает осуществление ядерной программы Ирана, и тем самым США совершенно ничего не проигрывают даже если никакого соглашения к 24 марта не будет достигнуто.

На этом фоне настоящей восточной иронией звучат заявления министра иностранных дел Ирана о том, что документ согласован более чем наполовину. Помимо этого иранская сторона дает понять, что может рассматривать некие условия, по которым страна заморозит свои ядерные исследования сроком на 10 лет. И кто все это сможет проверить? А что за эти 10 лет им вернут отнятые у них американцами миллиарды долларов и позволят им свободно по всему свету торговать нефтью?

Суть дела ведь не в том чтобы кого-то в чем-то в Иране ограничить. Требование к Тегерану одно - это полный демонтаж всей иранской ядерной инфраструктуры. И заодно - смена политического режима в Тегеране, чтобы никаких в будущем ядерных амбиций у этой страны не было. Но подобные требования - натуральная утопия. И в такой обстановке всей пресловутой переговорочной шестерке пора паковать командировочные чемоданы. Потому как вся эта десятилетняя переговорная дипломатия, как это и было ясно изначально, закончится полным международным конфузом.

Автор Юрий Сигов (Вашингтон)

caspiania.org

Предыдущая статьяДосрочное голосование началось на выборах президента Узбекистана
Следующая статьяТуркменистан принял участие в заседании Комиссии ООН по наркотическим средствам