CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Чего ожидает Пекин?

1 июня 2015

И Россия, и Соединенные Штаты считают, что Китай играет на их стороне. Так кто здесь и почему заблуждается?

Продолжающееся противостояние России и Запада принципиально на новые глобальные позиции выдвинуло Китай. То, что страна эта - сама в себе, отдельный мир и Вселенная-Поднебесная, хорошо было известно и раньше. Китайская экономика всех вокруг постоянно то удивляла, то поражала, а ее рост достиг невиданных прежде величин. И специалисты разнились лишь в оценках точной даты, когда же КНР станет первой экономикой мира по объемам ВВП.

Потом случилось «небольшое замедление» китайской экономики, которое весь мир повергло точно в такой же ступор, как и прежние успехи КНР. Почему-то всем странам стало как-то «неуютно», потому что со снижением темпов экономического роста Китая и всей мировой экономике пришлось немножко «ужаться». А самим китайцам несколько перераспределить свои внешнеполитические интересы и побольше сконцентрировать свои усилия на «домашнем фронте».

Самое же интересное произошло в сфере внешней политики Пекина. После того, как началась «украинская катавасия» весной прошлого года, Россия стала рассматривать именно Китай как своего естественного и самого надежного союзника. Пока Запад строил разного рода «санкционные козни» Москве, она заключала одно за другим соглашения с Пекином, и совершались массовые визиты друг к другу как первых, так и десятых лиц в правительствах и администрациях.

А сам «китайский вектор» в российской внешней политике был провозглашен наиболее правильным и отвечающим якобы национальным интересам страны. Китай подобные заигрывания поддерживал как мог, что на политическом, что на торгово-экономическом уровне. Да и дружба и сотрудничество двух стран крепли и поражали воображение. И, казалось бы, любому сопернику России и Китая в этой ситуации (что там какие-то Америки с Европами) явно будет несдобровать что на ближнюю, что на более отдаленную перспективу.

«Стоя в тени», удобнее наблюдать за ошибками партнеров-противников

В этой ситуации важно отметить и другое: в это же самое время своими «стратегическими партнерами» рассматривают китайцев и в Америке. Там, безусловно, недовольны тем, что китайский лидер постоянно наезжает в Мосвку и даже на параде 9 мая сидит рядом с российским президентом. Опасается Вашингтон и того, что Китай совсем уж распоясается в Тихом океане и подомнет под себя «маленьких и беззащитных» американских союзников по типу Японии и Филиппин.

И тем не менее руководство США постоянно твердит о важности двустороннего сотрудничества с КНР. Руководство Соединенных Штатов активно встречается с китайскими «партнерами-коллегами» и обсуждает, как укреплять двусторонние контакты. А на осень запланирован большой визит китайского руководителя в Америку, где его американский коллега готовится оказать гостю из Поднебесной по-настоящему императорский прием.

Так в чем же дело? Кто, кого и зачем в этой ситуации водит за нос? Кто кому на самом деле партнер да союзник, а кто - закадычный враг или «хитромудрый противник»? Для того, чтобы даже приблизительно ответить на подобные вопросы, нужно четко и ясно представлять себе принципы построения внешней политики Китая, ее ключевые позиции. И какими «отдельно взятыми элементами» рассматриваются в этом контексте что Россия, что Соединенные Штаты.

Начнем с того, что современная внешняя политика (как и многое другое с точки зрения взглядов на нынешние мировые процессы) сохраняется у китайского руководства еще со времен Мао Цзэдуна, а кое-что из «подправленного курса» Дэн Сяопина. Эти люди прекрасно понимали реальный вес Китая в мировых делах, знали, что из себя страна представляла сразу же после окончания Второй мировой войны. И осознавали: надо научиться не брататься-ругаться со всеми вокруг, а только одному - умению ждать и выжидать.

Именно на этом принципе и базируется современная внешняя политика КНР, суть которой можно очертить вроде бы совершенно невинным с виду выражением - «выжидать, стоя в тени». Понятие сие - чисто конфуцианское, и простому европейско-американскому политобывателю в него ни за что по-настоящему не «врубиться». А между тем каждое из этих слов полно высокой философии, прагматики и понимания того, что сегодня нужно Китаю от окружающего его мира, а что понадобится не просто завтра - а может быть, через 25-30 лет.

Так вот, показательно, что при всех дифирамбах, которые поются Китаю разного рода экспертами и специалистами по всем существующим в мире признакам, сам Китай никогда не рвался в мировые господа. Китайцы никому не угрожают (да, их безумно боятся, но никаких конкретных подтверждений того, что Китай хочет завоевать всех вокруг и в китайском духе перевоспитать - нет и в помине), ни на кого не нападают. А чинно и солидно восседают на пуховых подушках на самой вершине самой высокой горы. Пока остальные между собой выясняют, кто из них прав, а кто - не совсем.

Далее: китайцы не просто расположились где-то «в тенечке», а пристально наблюдают, изучают и анализируют то, что происходит сегодня в мире. Ведет Россия борьбу против США, огрызается на разные санкции и прочее - китайцы все это тщательно фиксируют, оценивают с точки зрения как финансовой, так и геополитической реакции Москвы. И исходя из полученных и проанализированных данных, планируют свои следующие ходы как в отношениях с Россией, так и условным «Западом».

Или посмотрите на поведение КНР в стенах ООН, и особенно в Совете Безопасности. Да, Пекин практически всегда голосует вместе с Россией по тем или иным резолюциям (причем Россия далеко не всегда ведет при этих голосованиях себя разумно и даже порядочно по отношению к другим государствам). Но Пекин почти всегда именно на Россию перекладывает работу по «дипломатическим разборкам» с США и другими западными странами. А сам он в это время выжидает «в тени», не особо надрываясь. А потом, когда баталии уже либо закончатся, либо заставят выдохнуться их участников, появляется как бы из-за кулис и продолжает играть свою собственную «внешнеполитическую партию».

Территориальная целостность для Китая- это вопрос «темного леса» и полного несоответствия сегодняшних реалий с конкретными представлениями большинства граждан страны

Очень любопытно понаблюдать за реакцией Китая на то, как сегодня интерпретируется факт необходимости (якобы) соблюдения территориальной целостности как отдельных государств, так и того, что именно территориально напрямую касается Китая. В плане окучивания различных кусочков суши (что природных, что искусственных) в Тихом океане и Южно-Китайском море для Пекина никаких компромиссов быть не может. Китайцы считают это своими территориями, никому на них посягать не позволят. И если Америка полезет воспитывать КНР военным путем из-за этих скалистых «недоразумений», то совершит очень большую ошибку.

Никто - и давно уже - не заикается о том, кому принадлежит Тибет. Китай считает всех, кто открывает рот на подобную тему, «поборниками сепаратизма», а с ними у Пекина - особый разговор. Насчет Тайваня вроде бы тоже в руководстве КНР определились: там будут экономически постепенно подтягивать этот остров к себе, развивать экономическое и торговое сотрудничество, и просто ждать (не совсем в тени, но тем не менее), пока «курица, несущая золотые экономические яйца», сама попросится обратно в свой «великий китайский поднебесный курятник».

А вот по всем остальным территориальным вопросам (включая ту же Украину, Крым и т.д.) Китай занимает всю ту же выжидательную позицию. Он не собирается вступать в какие-то исторические дискуссии, определять, кто был на самом деле Никита Хрущев, когда передавал Крым Украине (к нему у китайцев свои счета, потому как именно он не дал Пекину в свое врямя ядерное оружие, причем однажды председатель Мао убеждал советского лидера в том, что советским ядерным оружием он навсегда уничтожит американский империализм, раз Москва боится сделать это самостоятельно).

Также китайцам, в принципе, все равно, что будет с Востоком Украины (кстати, в самом Китае официально в 2005 году было принято законодательство о запрете любому региону страны выходить из ее состава, что приравнивается к государственной измене).

Другой вопрос, что, согласно китайской философии, руководство этой страны в нужный момент может «понять стремления и действия» руководства уже той или иной зарубежной страны. А может, между прочим, и не понять, и не прочувствовать. Так вот, по Крыму китайцы заявили, что «все поняли». А что будет с Восточной Украиной, им «пока непонятно». Поэтому они пока стоят «в тенечке» и традиционно выжидают, пока ситуация там в «понятном для Пекина плане» как-то прояснится.

Китай вообще-то не против Запада. Он недоволен своей технологической отсталостью.

И здесь есть еще одно очень тонкое и чрезвычайно глубокое понимание окружающего мира, которое демонстрировали что прошлые китайские лидеры, что современные. Это взаимоотношения с Западом. Что касается отношений с Россией, то вроде бы все обговорили и обозначили: сотрудничество, взаимодействие в самом широком масштабе, помощь России деньгами и, если хотите, - довольно циничное (но разумное по государственным понятиям) использование роли России в ее конфликте с Западом.

Я уже упоминал, что Китай внимательно изучает здесь не только то, что делает в противостоянии с Западом Россия (потому как что-то из вышеуказанного, вполне возможно, придется применять в этих отношениях и самому Пекину), но и то, как в данной ситуации ведет себя сам Запад. Ведь для Китая он пока не открытый враг, а лишь рвущийся сохранить за собой власть в мире соперник.

Никто пока на Китай за его экономический рост и многомиллиардные валютные резервы нападать «с Запада» не собирается, как и никто не указывает Китаю, как ему дальше жить. Да, ворчит периодически, то американский госсекретаь, то кто-то из европейских лидеров позволит себе что-то «подлаять» на ту или иную активность китайского правительства. Но все это- несущественные мелочи по сравнению с тем, как на самом деле развиваются китайско-западные отношения.

А суть их на сегодня такова. Если почитать последний вариант стратегии национальной безопасности США, то выясняется, что Америке угрожает (якобы) все на свете - ядерные ракеты России и Китая, лично В.В. Путин и его помощники, китайские притязания на скалистые острова у берегов Вьетнама, приход какой-то полу левой коалиции к власти на парламентских выборах в Греции. И по каждому такому поводу - заметьте: по каждому!- США готовы не просто «басни» в стенах ООН кому-то втирать, а использовать военную силу и даже ядерное оружие.

А теперь посмотрим, что угрожает Китаю, согласно его доктрине национальной безопасности. Знаете, кто самый большой враг для этой страны? Нет, не США и не Филиппины. И вовсе не Сингапур или украинский кризис. Это- технологическая отсталость страны. Так что Китай по этому поводу готов на кого-то «технологически продвинутого» напасть и отобрать у него науку вместе с техникой?

Конечно же, ничего подобного. В Пекине подобные вопросы решаются совсем другими методами - расширением экономического и торгового сотрудничества, продолжением прокладки парочки «Шелковых путей» (по морю и на суше), приобретением передовых технологий именно в западных странах и посылом своих студентов и аспирантов на учебу опять-таки туда, на «проклятый Запад!», который все время пытается чему-то китайцев поучать и навязывать свой образ жизни.

Обратите внимание и на то, что Китай ни разу не выступил с критикой Запада, который поливал последними помоями Россию со всей этой санкционной возней. Это гражданину министру иностранных дел России, видимо, все равно, что про него и его страну говорит его «американский коллега». А вот китайские товарищи ни сами себе ничего подобного в адрес тех же американцев не позволяют, но и им особо рот открывать не дают шанса.

При этом Китай все подчеркивает, как он дорожит своими экономическими отношениями с США и Европой, и как он готов без каких бы то ни было политических подоплек их развивать и дальше. Потому как в Пекине знают, что без западных технологий и научных разработок того самого «отсталого положения» своей экономики Пекину никогда не преодолеть. Да, что-то можно приворовывать на мировых рынках, чему-то научить своих студентов и аспирантов. Но речь ведь идет и о глобальном развитии. А здесь Китай совсем даже не намерен ссориться с Западом, каким бы мерзким и гадким с точки зрения его поведения он не казался.

И что самое здесь важное: подобную политику Китай будет проводить и на обозримую перспективу. Поддерживать Россию и расширять с ней всяческое сотрудничество, укреплять позиции по границам КНР (включая Центральную Азию) и любыми путями усиливать и развивать связи с Западом, в том числе - и США. Это даже не многовекторность, а прагматичная «всеохватываемость» мира, в котором Пекин видит свою роль большого, уверенного в себе и крепкого игрока. Который, хотя и пристроился вроде как в тени, на самом деле активно во всем и везде участвует. И что показательно: все вокруг видят в Пекине только своего союзника и партнера. А ведь тому это только и нужно.

Юрий Сигов, Вашингтон

dn.kz

Предыдущая статьяНи с кем и ни о чем
Следующая статьяТуркменистан не справляется с наркопотоком