CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

caspiania.org

Заменит ли Иран Турцию на Армению?

25 сентября 2015

В последнее время в армянской экспертной среде, а также в кругу лояльных Армении иностранных экспертов принято говорить о скорой активизации взаимодействия страны с Ираном, учитывая снятие с ИРИ экономических санкций и попытки Тегерана вывести свои товары на европейские рынки. Очевидно, что для Еревана плотное экономическое сотрудничество с Исламской Республикой - вопрос не только экономики, но и национальной безопасности и выживания страны в условиях блокады Азербайджаном и Турцией. Однако действительно ли так интересно такое взаимодействие с маленьким и экономически слабым трехмиллионным государством для Ирана?

Разумеется, Армения интересна для Тегерана как транзитный маршрут в рамках коридора Север-Юг, который может обеспечить доступ российских и даже европейских товаров в порты Персидского залива. Однако здесь у третьей республики имеется конкурент в лице Азербайджана - с ним у Ирана не менее перспективное взаимодействие, с ним также планируется общая железная дорога. Кроме того, определенное значение имеет религиозная близость - азербайджанцы - не просто мусульмане, но и, как и иранцы, являются адептами шиитского течения. Вместе с тем, в восприятии ситуации иранской политической элитой все чаще на первый план выходят негативные факторы взаимодействия с Азербайджаном - неприятие азербайджанскими властями режима велаят аль-факих, борьба с шиитскими религиозными идеями (что, кстати, в итоге приводит к салафизации азербайджанского общества), милитаризация государства на фоне постоянных угроз по отношению к Нагорному Карабаху, а также высочайший уровень коррупции во власти и бизнесе. Так, железная дорога, которая должна соединить иранский Рашт и азербайджанскую Астару, будет введена в строй только при условии окончания строительства азербайджанского участка, которое идет медленно. В свою очередь, Армения с самым современным и удобным на постсоветском пространстве законодательством в сфере экономики, минимальным уровнем бытовой преступности и наличием значительного количества образованных и дешевых кадров выглядит все более предпочтительной.

Это обусловило стремительно активизирующиеся контакты Тегерана и Еревана на самом высоком уровне. Так, в октябре ожидается визит в Армению вице-президента Исламской Республики Эсхака Джахангири для обсуждения вопросов экономического взаимодействия между странами - строительства новой линии электропередач, железной дороги и совершенствования другой транспортной инфраструктуры. Между ИРИ и Арменией строится шоссе, которое сможет обеспечить доставку большего числа грузов не только между этими государствами, но и - в Грузию, а оттуда - в Черное море или автотранспортом в Россию. Однако по-настоящему сложным выглядит проект железной дороги между Арменией и Ираном. Прежде всего - из-за его стоимости, которая составляет 3,5 миллиарда долларов. Ереван попросту не имеет таких денег, и по мере возможности пытается решить вопрос инвестирования. После отказа РЖД реализовать данный проект, надеяться Армении осталось только на Китай и Иран. ИРИ, в свою очередь, на данный момент готово финансировать лишь собственный участок дороги. Китай выглядит все более и более реальным и перспективным партнером для строительства армяно-иранской железной дороги - у него есть необходимые средства, технологии и экономическая заинтересованность. Если уже сейчас товарооборот между КНР и Арменией составляет 600 миллионов долларов, то после введения в строй дороги и обеспечения более легкой доставки китайских товаров из иранских портов Персидского залива, он может значительно вырасти. Не следует забывать и о том, что инфраструктурное «открытие» Армении облегчит китайским товарам доступ в Грузию и Черное море. Именно эти перспективы обусловили необходимость переговоров премьер-министра Армении Овика Абрамяна со своими китайскими коллегами. Представляется, что их результаты станут определяющими для судьбы армяно-китайских проектов.

Стоит напомнить о том, что Армения, как для ИРИ, так и для КНР становится еще более ценной, учитывая ее статус члена Евразийского экономического союза. Страна имеет все шансы стать связующим звеном между ЕАЭС и Ираном, учитывая, что последний сейчас делает все, чтобы войти в зону свободной торговли с указанной структурой. Армения - единственное государство Союза, имеющее с Исламской Республикой общую границу, что буквально обязывает ее сыграть если не решающую, то очень важную роль в сотрудничестве и взаимодействии ЕАЭС и Тегерана. Не последнюю роль сыграет в этом и многолетний опыт контактов между иранским и армянским бизнесом.

Не следует забывать и энергетические связи двух государств. ИРИ поставляет в Армению газ, в обмен на который получает электроэнергию. Исламская Республика намерена увеличить импорт электричества, что обусловило строительство новой, уже третьей высоковольтной линии электропередач, связывающей две страны. Иранский экспортный банк намерен вложить 93 миллиона долларов в данный проект. Всего необходимо 160 миллионов. Успешное строительство новой ЛЭП приведет к трехкратному увеличению поставок армянской электроэнергии в ИРИ. Кроме того, это поможет транспортировать и грузинское электричество, что делает проект по-настоящему выгодным для Тегерана.

Учитывая все эти факторы, а также недавние нападения на иранский грузовой и даже пассажирский транспорт в Турции, неудивительно, что в СМИ Ирана появляются идеи о переориентировании поставок в Европу, нынешних и будущих, с турецкого на армянское направление. Так, недавно об этом в весьма жестких выражениях написала газета Хамшахри. С одной стороны, это - не более, чем эмоциональные публикации, с другой - вполне логичный, особенно учитывая идеи евразийской интеграции Ирана, ход. Вне сомнения, бытуют в иранской политической, журналистской и экспертной среде и иные точки зрения, но само наличие «армянского лобби» - важный показатель будущих перспектив.

Конечно, сама Армения выигрывает от переориентации транзита иранских товаров и даже от простой активизации взаимодействия с Ираном очень серьезно. Так, по прогнозам специалистов, рост ВВП страны может увеличиться дополнительно на 1-2%. Товарооборот между двумя странами возрастет до 1 миллиарда - заветной цифры, которой всеми силами пытается достичь армянское правительство (сейчас этот показатель - на уровне 350 миллионов). Свои преимущества от активизации контактов получат также соседние Грузия, Россия и даже далекий Китай. Поэтому совершенствование взаимодействия между Арменией и Ираном может стать важным фактором благополучия на всем евразийском пространстве, а в будущим облегчит наполнение товарами и европейский рынок. Вместе с тем, для непосредственных участников этого сближения это - возможность выйти из изоляции и заново построить новые мосты с мировыми экономическими структурами (для Ирана) и фактор принципиального повышения экономических показателей, развития производства, инфраструктуры и улучшения уровня жизни населения (для Армении). Для каждой из сторон (и в особенности для армянской, уже «провалившей» целый ряд проектов в экономической сфере) важно не упустить столь удачно представившийся шанс.

Антон Евстратов

caspiania.org

Предыдущая статьяКыргызстан: Анализ программ партий перед парламентскими выборами
Следующая статьяОДКБ на пороге изменений