В рейтинге Index of Economic Freedom 2016 (Индекс экономической свободы - 2016), опубликованном 1 февраля американским институтом стратегических исследований Heritage Foundation (Фонд наследия) и Wall Street Journal, Узбекистан опустился со 160-го на 166-е место, оставшись в списке стран c ?репрессивной экономикой?, как и в 2015 году. Власти страны категорически не согласны с такой оценкой.
Анализирующий экономику 178 стран мира на предмет ее комфортности для ведения бизнеса и инвестиций рейтинг Index of Economic Freedom в этом году возглавляют Гонконг, Сингапур и Новая Зеландия. США заняли лишь 11-е место. Из стран Центральной Азии только Узбекистан и Туркменистан попали в раздел ?репрессивных экономик?, заняв 166-е и 174-е место. Остальные удержались выше условной черты: Казахстан занял 68-е место, Кыргызстан - 96-е, Таджикистан - 149-е.
Составители рейтинга утверждают, что в Узбекистане широко распространена коррупция и государственное давление на предпринимательство. ?Судебная власть подчинена президенту страны, который назначает всех судей и может уволить их в любое время. Судебные процедуры не отвечают международным стандартам, влиятельные фигуры способны действовать безнаказанно. Финансовый сектор является предметом интенсивного государственного вмешательства?. Данная оценка в целом совпадает с опубликованным в январе 2016 года ежегодным отчетом Transparency International, согласно которому Туркменистан и Узбекистан также попали в разряд ?самых коррумпированных стран? в мире наряду с Эритреей, Зимбабве и Сирией.
Власти Узбекистана категорически не согласны с подобными оценками и приводят свои аргументы. Так центр изучения общественного мнения ?Ижтимоий фикр? на днях обнародовал данные социологического опроса на тему ?Деловая среда Узбекистана глазами предпринимателей?, проведенного в январе во всех регионах страны среди руководителей предприятий всех форм собственности и направлений деятельности. По результатам опроса большинство предпринимателей и фермеров позитивно оценивают меры правительства по улучшению бизнес-климата. В частности, у 85% фермеров, по их словам, не возникало трудностей при получении в аренду земельных участков, банковских кредитов и аренде сельхозтехники. Процесс получения лицензий и прочих разрешений на предпринимательскую деятельность был оценен 80,9 % опрошенных как не очень сложный, быстрый и достаточно прозрачный. Большинство респондентов также указали, что частота и число проверок частного бизнеса со стороны государственных контролирующих органов за последние годы заметно уменьшилось. 73,6% опрошенных даже высказали мнение, что основной целью проверок стало не наложение штрафных санкций или других наказаний, а профилактика - консультационная помощь по устранению недостатков. И даже более того.
На днях совместным постановлением Минюста, СНБ, Генпрокуратуры, МВД, ГНК и ГТК Узбекистана утверждено положение об обязательном участии адвокатов на всех стадиях проверки деятельности субъектов предпринимательства по возбужденным уголовным делам. Согласно новому положению, проверка со стороны следственных органов может осуществляться только при наличии уже возбужденного уголовного дела и охватывать только ту часть деятельности, которая связана с этим делом. При этом участие в ней адвоката должно быть обеспечено вне зависимости от его участия по уголовному делу, возбужденному в отношении сотрудников данного предприятия. За исключением случаев добровольного отказа субъекта предпринимательства от привлечения адвоката. По мнению независимых экспертов, новая законодательная норма, по идее, должна повысить гарантии частному бизнесу от государственно ангажированного или коррупционного вмешательства со стороны репрессивных органов. Хотя стоит заметить, что на практике сам институт адвокатуры в следственном и судебном производстве в Узбекистане пока не играет настолько существенной роли, как в США или Европе. В большинстве уголовных дел, в том числе и по экономическим преступлениям, роль адвоката пока больше сводится к мягкому посредничеству между обвиняемым и стороной обвинения. ?Непослушные? адвокаты сами могут запросто лишиться лицензии от коллегии, полностью подконтрольной властям.
На международной арене Ташкент продолжает позиционировать свою модель управления экономикой как высокоэффективную даже в периоды глобальных потрясений. По сообщению информагентства ?Жахон? при МИД РУз, в качестве официального документа 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН распространена информация об итогах социально-экономического развития Узбекистана в 2015 году и приоритетах экономической программы на 2016 год. Внутри документа был процитирован доклад президента Ислама Каримова, сделанный 15 января на расширенном заседании правительства, в котором говорилось, что страной достигнуты безусловно стабильные и устойчиво высокие темпы роста экономики и макроэкономическая сбалансированность. Напомним, что президент Каримов в этом докладе выразил твердую уверенность, что Узбекистан без особых усилий сможет удвоить свое ВВП к 2030 году. В качестве внешнего подтверждения был упомянут инсайдерский рейтинг, сделанный в рамках материалов Всемирного экономического форума, согласно которому Узбекистан в входит в пятерку стран с самой быстрорастущей экономикой в мире по итогам развития в 2014-2015 годах и прогнозам роста на 2016-2017 годы. При этом внимание не заострялось на том, что в пятерке быстрорастущих Узбекистан соседствует с тем же Туркменистаном, а так же с Эфиопией, Демократической Республикой Конго и Мьянмой. А сами авторы рейтинга сочли нужным предварить его замечанием: ?Следует иметь в виду, что наиболее быстрорастущие экономики, как правило, не входят в число крупнейших и наиболее развитых. Большинство этих стран страдает от высокого уровня неравенства доходов, низкого уровня подушевого валового внутреннего продукта, повышенной политической нестабильности и разгула коррупции?. При этом в объемном 562-страничном докладе Global Competitiveness Report 2014-2015 (Рейтинг глобальной конкурентоспособности, 2014-2015), подготовленном экспертами Всемирного экономического форума, Узбекистан и Туркменистан не были упомянуты вовсе, хотя другие страны Центральной Азии рассмотрены.
По сообщениям неправительственных источников, 2016 год начался для экономики Узбекистана не с самых радужных новостей. В конце января узбекско-сингапурское совместное предприятие UzIndoramaGasChemical решило отложить реализацию проекта строительства газохимического комплекса в Кашкадарьинской области предварительной стоимостью $2,5 млрд. из-за неблагоприятной конъюнктуры цен на нефтяном рынке. Проект, предусматривающий создание на базе Мубарекского месторождения нового производства ежегодной мощностью до 492 тыс. тонн полиэтилена, 66 тыс. тонн газового конденсата и 53 тысячи тонн пиролизного бензина, планировалось завершить к 2018 году. Финансирование планировалось осуществлять за счет сингапурской компании Indorama, кредита Фонда реконструкции и развития Узбекистана и собственных средств НХК ?Узбекнефтегаз?, возможно, с привлечением к подрядам китайской CNPC. Теперь даже начало строительства отложено на неопределенный срок, поскольку ?участники проекта не смогли привлечь к его реализации новых участников по его финансовой и инвестиционной части?. Возобновление проекта, по словам неназванных источников в СП, станет возможным только в случае позитивного изменения мировой конъюнктуры цен на нефтепродукты.
Другая остановленная кризисом масштабная новостройка - в ближайших пригородах Ташкента. Из-за нехватки финансирования приостановлено на неопределенный срок строительство новой тюрьмы в Зангиатинском районе Ташкентской области, неподалеку от пригородного спального района ?Дустлик?. Ранее местные СМИ сообщали, что новая тюрьма, представляющая собой звездообразное здание из девяти блоков, станет самой крупной в СНГ и при этом будет соответствовать всем современным международным требованиям и гуманитарным стандартам для подобных заведений. С мая 2016 года туда планировалось перевести специальную колонию ?18 для больных заключенных, известную как ?Сангород?, а вскоре и следственный изолятор (СИЗО) ?1, в народе называемый ?Таштюрьма?.
Нигора Юлдашева, Ташкент