Таджикистан в четверг приговорил к пожизненному заключению двух бывших лидеров некогда парламентской, но позже запрещенной исламской партии по обвинению в попытке переворота. Правозащитники назвали процесс политически мотивированным.
Россия и Запад считают бывшую советскую республику, граничащую с Афганистаном, основным перевалочным пунктом для торговцев наркотиками и боевиков. Россия, поддержавшая таджикского лидера Эмомали Рахмона в гражданской войне в 1990-х, держит под Душанбе свою крупнейшую зарубежную военную базу.
Приговоры Верховного суда Таджикистана завершили фактическое уничтожение Партии исламского возрождения, способной противостоять Рахмону, удерживающему власть с 1992 года. В мае в Таджикистане прошел референдум, узаконивший пожизненное правление действующего лидера.
Согласно сообщению суда, с которым ознакомился Рейтер, приговоры вынесены также 11 другим членам партии, получившим тюремные сроки от 14-ти до 28 лет. Зарафо Рахмони, единственную женщину среди обвиняемых, получила два года по тому же обвинению.
Базирующаяся в США правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) назвала процесс частью "жесткого разгрома политической оппозиции".
Таджикистан объявил Партию исламского возрождения вне закона в сентябре прошлого года, обвинив ее в попытке свергнуть Рахмона и назвав организатором путча генерала Абдурхалима Назарзоду. Последний вместе с 37 сторонниками был убит в столкновениях с правительственными силами.
Председатель партии Мухиддин Кабири, который покинул Таджикистан и дал интервью Рейтер в преддверии оглашения приговора, отверг обвинения, назвав их сфабрикованными. По его словам, это часть кампании, направленной на уничтожение партии.
"То, что происходит в стране, сыграет на руку радикалам, и всё больше и больше молодежи, потерявшей всякое доверие к властям, присоединится к экстремистским группировкам", - сказал он.
"Возможно, этого и хочет таджикское правительство, чтобы привлечь мировое сообщество на свою сторону на фоне роста экстремистских настроений".
Партия исламского возрождения - преемница исламистского крыла Объединенной таджикской оппозиции, воевавшей с армией Рахмона (тогда - Рахмонова) в кровопролитную гражданскую в 1992-97 годах. Суровые меры в отношении партии ознаменовали решительный уход от соглашения о разделении полномочий, положившего конец конфликту в 90-е.