которых мы упустили
ПРЕСС-ЦЕНТР.РУ предлагает перевод полного текста статьи из еженедельника "Ньюсуик", в котором ЦРУ обвиняется в том, что не предотвратило теракты 11 сентября 2001 года.
В январе 2000 года ЦРУ следило за двумя предполагаемыми террористами, которые участвовали во встрече боевиков "Аль-Каиды" в Малайзии в январе 2000 года, а затем вернулись в США и начали готовиться к 11 сентября. Возможно, это стало самой страшной ошибкой в истории разведок.
Куала-Лумпур - город идеально подходящий для того, чтобы затеряться и "лечь на дно". Малайзийская столица это современный, чистый город с надёжными банками, телефонной связью и доступом в интернет, а гостям из мусульманских стран въездной визы не требуется, что вполне объясняет, почему в начале 2000 года почти десяток боевиков из "Аль-Каиды" под видом туристов собрались именно здесь в роскошной загородной резиденции, чтобы провести секретную встречу для разработки плана проведения терактов на территории США.
Тогда преступники ещё не подозревали, что за ними пристально следят, и что ЦРУ известны имена некоторых из них. Несколькими днями ранее ЦРУ получило информацию о планируемой секретной встрече деятелей "Аль-Каиды". Малазийские спецслужбы согласились следить за участниками встречи и сфотографировали предполагаемых террористов, когда они осматривали достопримечательности и посещали интернет-кафе, просматривая арабские сайты.
То, что произошло потом, как заявляют официальные представители антитеррористических органов, возможно было самой загадочной и губительной ошибкой разведки в решающие месяцы, предшествовавшие 11 сентября.
По сведениям "Ньюсуик", ЦРУ следило за тем, как через несколько дней после встречи в Куала-Лумпуре один из террористов по имени Наваф Аль-Хацми отправился в Лос-Анджелес. Агенты также выяснили, что другой участник встречи, Джалед Аль-Михдар, к этому моменту уже получил многократную визу для въезда в США (позже стало известно, что в США он прибыл тем же рейсом, что и Аль-Хацми).
Поразительно, но ЦРУ, располагая данной информацией, не предприняло никаких действий, хотя могло бы обратиться в Службу иммиграции и натурализации, которая не впустила бы подозреваемых на территорию США. Не было проинформировано и ФБР, которое могло бы следить за действиями и планами предполагаемых преступников.
Фактически, в течение 1 года и 9 месяцев после того, как у ЦРУ появились эти оперативные сведения, предполагаемые террористы открыто проживали в США под своими настоящими именами, получили водительские права, открывали банковские счета, поступили на обучение в летную школу и 11 сентября 2000 года сели в самолет "Амэрикан Эйрлайнз", следовавший рейсом 77, и направили его на Пентагон.
ОЧЕВИДНЫЙ ПРОВАЛ
До настоящего времени все вопросы об ошибках в работе разведслужб, допустивших возможность терактов, сводились в основном к тому, что ФБР явно не смогло связать воедино все имевшиеся улики, которые могли бы вывести на след террористов. На минувшей неделе, после письма агента ФБР в Миннесоте Колина Роули, в котором он резко раскритиковал бюро за игнорирование оперативной информации, директор ФБР Роберт Мюллер объявил о ряде нововведений, направленных на реорганизацию работы федерального бюро.
Тем не менее, все это время антитеррористический центр ЦРУ располагал информацией, которая могла бы помочь федеральным агентам разыскать логово террористов. Не было ничего проще, чем обнаружить деятельность Аль-Михдара и Аль-Хацми, которые в открытую действовали на территории США.
Как стало известно "Ньюсуик", когда истек срок действия визы Аль-Михдара, Госдепартамент США просто выдал ему новую визу в июне 2001 года, хотя уже тогда ЦРУ располагало сведениями о его связи с одним из подозреваемых по делу о взрыве американского военного корабля "Коул" в октябре 2000 года.
Наблюдение за частыми встречами этих двух террористов с другими участни ками подготовки теракта 11 сентября могло бы выявить весь состав задействованных террористов. Однако ФБР начало вести наблюдение за подозреваемыми не ранее, чем за три недели до 11 сентября, когда директор ЦРУ Джордж Тенет заявил о возможности готовящегося теракта и отдал распоряжение аналитикам агентства ещё раз обработать имеющиеся материалы. И только тогда, 23 августа 2001 года, агентство распространило по всем своим отделениям указание всем агентам заняться тщательным - и тщетным - поиском двух подозреваемых.
Почему же ЦРУ не поделилось своими сведениями раньше? "Мы бы действовали гораздо результативнее", - заявил "Ньюсуик" один из высокопоставленных сотрудников разведслужбы.
Запоздалая и неохотная реакция ЦРУ вызывает вопрос, который уже давно заминается представителями спецслужб: могли ли мы их остановить? Тенет решительно защищал действия своего Управления в течение месяцев, предшествовавших теракту. В феврале он заявил сенатской комиссии, что "гордится" деятельностью ЦРУ. Он отрицал, что теракт явился результатом "недостаточного внимания, дисциплинированности и непоследовательности действий", и "американский народ должен это понимать", - подчеркнул он.
Однако на прошедшей неделе представители разведслужб признали, что допустили по меньшей мере одну ошибку: не проинформировали Госдепартамент и Службу иммиграции и натурализации, таким образом не остановив террористов на границе США.
НЕДОУМЕНИЕ
Сотрудники ЦРУ, готовящиеся к слушаниям в комитете по разведке, которые пройдут на этой неделе в Сенате, затрудняются объяснить, как могло произойти то, что произошло. Как правило, ЦРУ неохотно делится своими сведениями с другими правительственными структурами, опасаясь "подвергнуть опасности источники и методы работы".
Представители ЦРУ также отмечают, что в то время, когда Аль-Мидхар и Аль-Хацми прибыли в США в январе 2000 года, они не рассматривались как террористы, связанные с бен Ладеном, даже несмотря на то, что они участвовали во встрече боевиков в Малайзии. "Нам не было точно известно, что они боевики "Аль-Каиды", - заявили в ЦРУ. Представители ЦРУ также утверждают, что сотрудники ФБР, работавшие в антитеррористическом центре ЦРУ, уже тогда знали о встрече в Куала-Лумпуре и об участии в ней подозреваемых.
Однако в ФБР опровергают эту информацию, заявляя, что бюро только недавно стали известны ключевые сведения о том, что ЦРУ знало о нахождении Аль-Хацми в США и том, что Аль-Михдар мог въезжать и выезжать из страны по собственному желанию. "Это было непростительно", - сказал высокопоставленный сотрудник ФБР.
Сложившаяся ситуация привела в течение нескольких недель после 11 сентября к ожесточенной и напряженной полемике между американскими федеральными чиновниками. В ходе одной из встреч в Белом доме прошлой весной Уэйн Гриффит, высокопоставленный консульский работник Госдепартамента, оказался настолько разъярен тем, что его ведомству не сообщили о подозреваемых, что он даже обрушился с ругательствами на одного из агентов ЦРУ (Гриффит позже отказался прокомментировать свои действия).
Чтобы поддержать свою позицию, в ФБР уже подготовили специальную таблицу с разъяснениями, как агенты бюро могли раскрыть замыслы террористов, если бы они знали раньше об Аль-Михдаре и Аль-Хацми, учитывая их регулярные контакты с по крайней мере пятью другими террористами. "Совершенно ясно, что мы могли отследить всех 19 террористов", - подчеркнули в ФБР.
СПОКОЙСТВИЕ
Впервые американская разведка узнала о замыслах "Аль-Каиды" путем обычных допросов и прослушивания. Летом 1998 года всего через две недели после того, как пособники бен Ладена взорвали два посольства США в Африке, ФБР удалось-таки задержать одного из исполнителей теракта в Найроби.
Мохаммед Рашид Дауд аль-Овали, выходец из Саудовской Аравии, который должен был погибнуть в момент взрыва грузовика, начиненного взрывчаткой, но выпрыгнул в последний момент, был арестован в гостинице в Найроби. Аль-Овали на допросе рассказал агентам, в частности, о телефоне фирмы в Йемене, которой владел пособник бен Ладена по имени Ахмед Аль-Хада (который, в свою очередь, оказался тестем Аль-Михдара).
Американская разведка стала прослушивать телефон йеменской компании, называемой в правительственных документах "центром снабжения" "Аль-Каиды", где планировался ряд терактов. Информаторы по всему миру сообщали Аль-Хаду по телефону сведения, которые в дальнейшем направлялись засевшему в афганских горах бен Ладену.
В конце декабря 1999 года из перехваченных в Йемене телефонных разговоров агенты узнали о готовящейся в январе 2000 года встрече боевиков в Куала-Лумпуре, а также имена по меньшей мере двух ее участников: Аль-Михдара и Аль-Хацми. Дом, в котором проходила встреча, был загородной резиденцией Ясида Суфаата, микробиолога, получившего образование в США, и ставшего радикальным исламистом и последователем бен Ладена.
Он был арестован в декабре 2001 года, когда возвращался из Афганистана, где работал в полевом госпитале движения Талибан. Адвокат Суфаата заявляет, что тот позволил провести встречу в своем доме потому, что "разрешил использовать свое жилище в благотворительных целях", и понятия не имел о том, что участники встречи были террористами.
"КАЗАЛОСЬ, ОНИ СОВСЕМ НЕ ОБЕСПОКОЕНЫ"
После встречи боевиков в Малайзии местные спецслужбы по просьбе ЦРУ продолжили наблюдение за домом, где проходила встреча, однако по прошествии некоторого времени американские спецслужбы перестали проявлять интерес. Если бы агенты продолжили наблюдение, они могли бы выйти на ещё одно лицо, воспользовавшееся гостеприимностью Суфаата: Захария Муссаи, который позже останавливался в том доме по дороге в США.
В Малайзии были удивлены отсутствием у ЦРУ интереса к развитию дела после того, как состоялась встреча боевиков в Куала-Лумпуре. "Нам это совершенно непонятно", - заявил премьер-министр Малайзии по юридическим вопросам Раис Ятим. "Казалось, они совсем не обеспокоены".
Непосредственно после встречи в загородной резиденции Аль-Хацми полетел в Бангкок, откуда 15 января 2000 года направился в Лос-Анжелес. Поскольку ЦРУ не дало указание Госдепартаменту занести его имя в список подозреваемых террористов, за которыми ведется наблюдение, он беспрепятственно въехал в США.
Аль-Михдар прибыл тем же рейсом, хотя агенты ЦРУ тогда об этом ещё не знали. ЦРУ не полагается следить за лицами на территории США, и если бы оно выполнило стандартную процедуру и передало это дело ФБР после того, как подозреваемые попали в США, федеральные агенты выяснили бы, что Аль-Михдар и Аль-Хацми приехали в Калифорнию не впервые, а уже проживали там. Террористы поселились в квартире в Сан Диего за два месяца до встречи в Куала-Лумпуре.
Нежелание ЦРУ обнародовать имеющуюся информацию кажется особенно странным, потому что уже в начале 2000 года все правоохранительные структуры США были приведены в боевую готовность, зная наверняка, что в любой момент в любой точке мира может произойти теракт, организованный при участии бен Ладена.
Действительно имелись основания полагать, что бен Ладен направил в США своих людей для нанесения масштабного ущерба. Всего несколькими неделями ранее бдительный инспектор таможни задержал ещё одного террориста "Аль-Каиды", Ахмеда Рессама, когда тот пытался пересечь канадскую границу во взятом напрокат автомобиле, начиненном взрывчаткой. Задачей его было разрушение аэропорта в Лос-Анжелесе.
Возможно ЦРУ потеряло бдительность потому, что предупреждения о терактах накануне празднования нового года в 2000 году так и не подтвердились. Как бы то ни было, Аль-Хацми и Аль-Михдар пропали из поля зрения спецслужб. Абсолютно свободные в своих действиях 25-летний Аль-Хацми и 26-летний Аль-Михдар проходили обучение в калифорнийской летной школе для выполнения запланированного теракта. Окружающим они рассказывали, что приехали из Саудовской Аравии в надежде выучить английский и стать летчиками гражданской авиации.
Соседи отмечали с удивлением, что молодые люди в квартире редко пользовались телефоном и выходили на улицу звонить с мобильных телефонов. К занятиям в летной школе они относились очень серьёзно, однако оказались нерадивыми учениками.
Если бы уже тогда правоохранительные органы занимались поиском Аль-Хацми и Аль-Михдара, было бы очень легко отследить их по выпискам из банковских счетов. В сентябре 2000 года Аль-Хацми открыл счет на 3 тыс. долларов в "Бэнк оф Америка". Оба также пользовались своими настоящими именами, которые значились в их водительских удостоверениях, карточках социального страхования и кредитках.
Однако к тому времени в ЦРУ это дело, кажется, уже затерялось. Тем не менее, имя и лицо Аль-Михдара фигурировало в ходе расследования взрыва американского военного корабля "Коул". Через несколько дней после этого взрыва группа агентов ФБР вылетела в Йемен для расследования происшествия.
Когда аналитики ЦРУ подняли материалы на одного из подозреваемых в причастности к взрыву, среди документов обнаружились фотографии подозреваемого, сделанные во время встречи боевиков в Куала-Лумпуре. На одной из фотографий и был запечатлен Аль-Михдар.
Если, как утверждало ЦРУ прежде, не было уверенности в связях Аль-Михдара с террористами, в ходе расследования взрыва "Коул" такие связи уже были выявлены, однако ЦРУ не предприняло никаких действий и никого об этом не проинформировало. В середине или в конце 2000 года Аль-Михдар уехал из Сан-Диего и больше не возвращался туда, перемещаясь на Ближнем Востоке и юго-восточной Азии.
За время его отсутствия истек срок действия его визы. И вследствие того, что ЦРУ тогда так ещё и не передало сведения о его связях с "Аль-Каидой", консульский отдел Госдепартамента США в Саудовской Аравии просто-напросто выдал Аль-Михдару новую визу, и тот вернулся в США 4 июля 2001 года. Он прилетел в Нью-Йорк, путешествовал некоторое время по восточному побережью США и по меньшей мере однажды встречался в Лас-Вегасе с остальными преступниками, планировавшими теракт 11 сентября.
Тем временем, Аль-Хацми безуспешно обучался в двух летных школах в Калифорнии и в начале 2001 года решил попытать счастья в Финиксе. Там он обучался вместе с другим террористом, Хани Ханжуром, который впоследствии пилотировал самолет, следовавший рейсом 77.
В апреле 2001 года Аль-Хацми был остановлен полицейским за превышение скорости. Патрульный проверил его водительские права по компьютерной базе данных, чтобы удостовериться, что машина не числится в угоне, и на имя Аль-Хацми не выписан ордер об аресте. Не обнаружив ничего подозрительного, патрульный выписал террористу штраф на 138 долларов и отпустил.
Как и Аль-Михдар, Аль-Хацми путешествовал по восточному побережью, в Нью-Джерси и Мэриленде. 25 августа по своей кредитной карте он приобрел два билета на рейс 77.
За два дня до этого ЦРУ, наконец, осознало допущенную ошибку. Летом 2001 года, когда имелись сведения о том, что бен Ладен готовит крупномасштабную акцию, Тенет отдал распоряжение тщательно просмотреть все имеющиеся в ЦРУ материалы на предмет возможного нападения, и вскоре были обнаружены материалы на Аль-Михдара и Аль-Хацми.
ЦРУ обратилось в Службу иммиграции и натурализации, обнаружив, что Аль-Михдар выезжал из страны, а затем вернулся по новой визе. 23 августа ЦРУ направило телеграмму с грифом "срочно" в Госдепартамент, таможню, ФБР, Службу иммиграции и натурализации с указанием включить имена двух молодых людей в список подозреваемых в терроризме.
ФБР начало агрессивное и крупномасштабное расследование с обысками всех девяти гостиниц "Марриотт" в Нью-Йорке, поскольку именно в этой гостинице Аль-Михдар намеревался поселиться, как он указывал в заявлении на въезд в страну в июле.
Были проверены гостиницы в Лос-Анджелесе. Однако остается неясным, искали ли агенты подозреваемых по водительским удостоверениям, и пытались ли отследить покупки авиабилетов.
ЧТО МОГЛО БЫ БЫТЬ ИНАЧЕ
Теперь, среди разгорающегося взаимного порицания в Вашингтоне, федеральные службы оценивают, насколько иначе всё могло бы сложиться, если бы они начали поиски почти на два года раньше.
Убедительным выглядит заявление ФБР о том, что бюро могло раскрыть планы террористов путем слежки за Аль-Хацми и Аль-Михдаром и их контактами с другими участниками подготовки теракта.
Связи эти было бы нетрудно определить: в Финиксе в конце 2000 года Аль-Хацми встречался с Ханжуром, пилотом самолета, следовавшего рейсом 77; через полгода, в мае 2001, они появились в Нью-Джерси и открыли общие банковские счета с другими двумя пособниками, Ахмедом Аль-Гамиди и Маедом Мокедом.
В июне Аль-Хацми помогал двум другим угонщикам самолета, Салему Аль-Хацми (своему брату) и Абдулазизу Аломари открыть их собственные банковские счета. Два месяца спустя в августе 2001 года их следы могли бы привести к главарю заговора, Мохамеду Атта, который приобрел билеты на самолет для Мокеда и Аломари.
Более того, несколько террористов ездили на встречу в Лас-Вегас летом 2001 года, всего за несколько недель до терактов.
Но было бы даже этого достаточно? Нет сомнений в том, что Аль-Хацми и Аль-Михдара можно было остановить ещё на границе США, если бы ЦРУ своевременно проинформировало другие правоохранительные органы. В этом случае двое других террористов были бы отправлены в США, чтобы выполнить их задание.
С учетом того, насколько поверхностно ФБР понимало стиль действий "Аль-Каиды", и как бюро смогло не использовать имевшиеся у них улики, можно предположить, что агенты смогли бы вычислить всех 19 террористов, но оказались вряд ли смогли бы понять их планы. Это, как утверждает бывший сотрудник ФБР, могло бы стать самым жестоким сценарием 11 сентября: "Агенты ФБР проследили бы, как террористы сели в самолет в Бостоне, и позвонили бы коллегам в Лос-Анджелес с просьбой перехватить их там".