СОВЕТ ПРЕКРАЩАЕТ РАБОТУ ПОСЛЕ ЗАЯВЛЕНИЯ КАРЗАЯ
17 июня располагающий поддержкой США и вновь назначенный президент Афганистана Хамид Карзай показал свою власть, заявив высшему законодательному совету, что тот вышел из графика и не имеет времени на избрание кабинета. Карзай, этнический пуштун, воевавший вместе с лидерами панджшерских таджиков в бывшем Северном альянсе, обещал объединить провинции и племена, создав сильную центральную власть. Когда Карзай обнаружил намерение собственноручно назначить кабинет, делегаты ушли с заседаний Лойя джирги. Карзая предлагает, чтобы 1650 делегатов выбрали небольшое количество представителей от каждой из провинций, которые образуют комиссию для выборов законодательного органа. Конечная цель этого шага остается неясной: сократить число голосующих, заблокировать назначение кабинета или просто замедлить ход работы Лойя джирги. В любом случае предложение Карзая вызвало протесты других афганских политиков.
Сообщается, что Бурхануддин Раббани, консервативный исламист и президент страны до прихода талибов к власти в 1996 г., назвал решение Карзая недемократичным. Согласно Барнетту Рубину, который участвовал в декабрьской конференции 2001 г., принявшей решение о Лойя джирге, Совет обязан назначить президента и кабинет. Откладывая формирование кабинета, Карзай привел в замешательство и вызвал гнев многих делегатов, которые покинули зал заседаний. Рубин, директор Центра международного сотрудничества при Нью-Йоркском университете, подчеркивает, что это не было демонстрацией сколько-нибудь организованного политического протеста. «Как обычно, люди вышли на воздух, чтобы пообщаться с прессой», - сказал Рубин корреспонденту EurasiaNet. В то же время, заметил он, случившееся свидетельствует о том, что «люди очень недовольны» и считают происходящее результатом высокомерия и политической сделкой.
По-видимому, Карзай пытается распределить посты в кабинете по различным этническим, профессиональным и территориальным группам и не хочет, чтобы предпринимаемые им усилия зависели от исхода потенциально опасного голосования. В частности, страстно защищать свои интересы будут этнические пуштуны и хазарейцы. «Трудность в том, что он должен сохранить за панджшерским генералом Мохаммедом Касим Фахимом пост министра обороны, - сказал Рубин, иллюстрируя свою мысль, - а если делегаты будут голосовать, то с Фахимом придется распрощаться». Рубин заметил, что, хотя повестка дня Лойя джирги начала составляться еще в марте, письменных предложений о распределении мест в парламенте и кабинете не поступало.