ход за правдой: сила демократии
Пожалуй, никогда еще за все одиннадцать лет нашей независимости Кыргызстан не стоял так близко к тому, чтобы президентская мечта об островке демократии стала явью. Народ Ала-Тоо - эти грубоватые на вид, но чистые душой парни, седые аксакалы и быстро теряющие свою красоту еще совсем молодые женщины - действительно предан светлым идеям человечества. Чувствует их бесценность, так сказать, нутром, по наитию - не шибко образованный и начитанный. Даже те люди, которые примкнули к демонстрантам, поддавшись простому стадному инстинкту, при внимательном рассмотрении подчас обнаруживают более ярко выраженные стремления к справедливости, чем иные наши политики, зарекомендовавшие себя убежденными демократами.
Аксыйские события и сопровождающий их колоссальный выход народной энергии, которая сделала этот народ непобедимым, - это, по сути, сила демократии. Она сродни внезапно пробудившейся энергии атомов в недрах материи, когда критическая масса недовольства и нерешенных проблем достигла апогея.
Но как распорядиться этой энергией? Как сделать этот процесс разумным и управляемым, чтобы использовать его в целях созидания, а не разрушения? Вот в чем вопрос всех вопросов, ответа на который ждут все участники этого небывалого в истории похода за правдой и справедливостью.
Приведем лишь некоторые выдержки из высказываний участников марша и митинга в Джалал-Абаде.
Жумалы Эргешов, Аксыйский район:
- Власть только и знает, что без конца попирает закон и права народа. Перенос суда над Бекназаровым из Джалал-Абада в Токтогул, когда мы подошли к областному центру, это более чем издевательство над тем и другим. То же самое касается и задержания семерых членов комитета по защите Бекназарова и возбуждения против них уголовного дела. Сейчас их уже освободили, но мы добьемся полного прекращения их дел. Так чего же добилась этим власть? Если раньше у нас был один комитет, состоящий из 21 активиста, то теперь уже возникли пять таких комитетов. На место арестованных заступили в 10 раз больше людей, еще более активных и мужественных. Мы не пугаем и не шантажируем власти. Однако они должны отдавать себе отчет, что имеют дело с народом, который оставляет за собой право на действия, если его грубо попирают.
Гульнара Ганиева, педагог, село Арал Ноокенского района:
- То, что Кыргызстан теряет существенную часть своей территории - это позор для всех нас. Как мы будем смотреть в лицо нашим детям, если это действительно произойдет? Я обучала многих своих земляков, начиная с первых классов, прививала им заветы Великого Манаса. Главный из них гласит: земля Кыргызстана неприкосновенна, и посягнувший на нее есть первый враг народа. Долг каждого гражданина - защищать эту землю, не щадя своей жизни. Конечно, для кого-то из нас это всего лишь ничего не значащие декларации. Однако как педагог с более чем двадцатилетним стажем работы я хочу остаться чистой перед своими воспитанниками. Именно поэтому я вместе со своими двумястами земляками из Ноокенского района примкнула к колонне, когда люди, скандируя лозунги, пересекали нашу территорию.
Райкан Абдувалиева, Базар-Коргонский район, правозащитница, общественная помощница депутата Омурбека Текебаева:
- Начиная с 1998 года я принимаю активное участие в организации и проведении митингов в Базар-Коргонском районе. Постоянно нахожусь под давлением местных властей, которые использовали на мне практически все доступные им средства - от угроз физической расправы надо мной и моими родственниками и попыток подкупа и до разнузданной клеветы, - чтобы только я замолчала и перестала работать с общественностью во имя ее интересов. Этот прессинг усилился во время последних президентских выборов. Но я не сдалась и не намерена сдаваться, хотя к настоящему времени на меня заведено несколько судебных дел. Правоохранители накатали на меня жалоб и обвинений в нарушении общественного порядка целую папку объемом в 400 листов. Общая сумма штрафов, которые следует мне выплатить, составляет 15 тысяч сомов, а общий стаж моего пребывание в застенках областного ИВС - 29 суток.
"Зачем все это тебе надо?", - спрашивают меня многие. "А затем, - отвечаю я, - чтобы совесть моя была чистой. Если видишь, что творится явное зло, надо бороться с ним. Иначе стоит ли жить вообще?".
Карамат Оморова, Джалал-Абад, пенсионерка:
- Я - простая узбечка, проработавшая свыше 30 лет в системе народного образования. Воспитала и вырастила пятерых сыновей. Все они имеют высшее образование, являются отличными специалистами. Однако их знания и квалификация оказались невостребованными в Кыргызстане. Их дипломы пылятся у меня в сундуке, а с ними самими я уже давно потеряла всякую связь (утирает слезы). Я ничего не знаю о их судьбе - все они скитаются где-то на просторах России, чтобы как-то выжить и прокормить свои семьи. Неужели наше правительство не может создать таких условий у нас в стране, чтобы ни мы, ни наши дети никуда не уезжали отсюда? А ведь таких, как я, сотни и тысячи в одном только Джалал-Абаде. Что-то очень неправильное творится у нас, раз происходит все это. Получается, что власти живут только для себя и своих близких и семей, бросив всех нас на полный произвол судьбы.
Дуйшенкул Чотонов, депутат ЗС ЖК:
- Нынешний политический кризис в Кыргызстане вызван прежде всего неспособностью существующей власти к нормальному и постоянному диалогу с народом, а также несоблюдением соответствующих законов, которые закреплены в Конституции страны. Ничего нового выдумывать не надо. Просто надо сделать так, чтобы мнение народа звучало постоянно. Митингующие выступают не против системы в целом, а против отдельных руководителей, которые нарушают законы.
Я думаю, на сегодняшнем этапе политического развития в Кыргызстане всякие разговоры и предложения о структурных изменениях государственной власти - введении, например, прямых выборов акимов или губернаторов - не только излишни, но и в определенной степени вредны. Надо научиться прежде уважать существующие законы. А этого, как показывает опыт, можно достичь только при участии народа, когда его голос звучит постоянно. Как это происходит сейчас в Джалал-Абаде.
Бектур Асанов, депутат ЗС ЖК:
- Когда народ остается в стороне и с его мнением никто не считается, власть может позволить себе всякие антизаконные действия. Вы слышали сами, что один из самых часто повторяемых на митинге лозунгов - "+з?нг? Куушту саткандарга - ?л?м!" (Смерть и позор продавцам Узенги Кууша!) Народу нет нужды выяснять, что кроется за всем этим, что значит все это - продажа, предательство национальных интересов или, наоборот, благо для будущего страны. Главное - с ним никто не советовался, и он, конечно же, безусловно прав, когда обвиняет власти за это.
Для южан эта проблема важна и по той причине, что еще в советские годы некоторые подобные архисложные задачи и договоры решались за спиной народа. Меня часто спрашивают мои избиратели: как получилось, что не так давно принадлежащий Кыргызстану Советабад (жизненно важный участок площадью в несколько сот квадратных километров, связующий две южные области страны друг с другом) оказался в распоряжении Узбекистана. И я отвечаю им, что еще в далеком 1967 году тогдашнее партийное руководство за спиной народа передало его в аренду Узбекистану на 25 лет. В 1992 году, когда истек срок аренды, Аскар Акаев, опять же не спросив мнения народа, продлил аренду еще на 25 лет.
И подобное будет повторяться до тех пор, пока народ будет отстранен от власти.
Турсунбек Акун, правозащитник:
- Завершившийся поход, вне всякого сомнения, великое событие в жизни народа. Были, конечно, подобные акции и марши прежде, но все они по размаху не выдерживают никакого сравнения с этим. Пять тысяч человек сошли с Узгенского перевала в Джалал-Абад! И все это с целью показать, что народ будет идти до конца за отстаивание своих прав, свободы, демократии и территориальной целостности страны. В том-то и трагедия авторитарной, оторванной от народа власти, что она сама чувствует себя беззащитной и слабой. А если бы руководство и президент страны вышли навстречу этой колонне, пошли на диалог и объединились с ней - нам бы никто и никогда не угрожал. Если же власть и на этот раз отвернется от людей - то у нее нет никакой перспективы. А что касается народа, то он все равно добьется своего.
Азиза Абдрасулова, правозащитница:
- Я думаю, самый главный результат этого беспрецедентного марша заключается в том, что сотни тысяч жителей области сумели встретиться с нами, услышать наши требования. В ходе этих встреч были развеяны все слухи, сведены на нет провокации правоохранительных органов, мощный поток дезинформации проправительственных СМИ и телевидения. Жители Кочкор-Аты были так запуганы тамошними властями, что к нашему приходу этот поселок фактически выглядел, как закрытая наглухо, обороняющаяся крепость. Однако после встречи с нами (мы провели для них отдельный митинг) их отношение к нам изменилось кардинальным образом. Мы расстались настоящими друзьями, получив в итоге от них существенную для нас материальную помощь в виде нескольких мешков муки и денег для организации питания в дороге. Вообще в Ноокенском и Базар-Коргонском районах народ встречал нас очень тепло. Мы двигались как бы поддержанные орлиными крыльями народа.
Почему женщины принимают такое активное участие во всех этих событиях? Потому что это непосредственно касается их. В Аксы прежде всего пострадали матери: погибли их дети, многие стали инвалидами, получили тяжелейшие физические и душевные травмы. Во всем этом виновата сложившаяся порочная вертикальная структура власти, когда все команды спускаются сверху вниз. Сейчас всю ответственность хотят свалить на местную власть, однако это в корне неверно. Должны отвечать в первую очередь те, кто стоит наверху пирамиды. И именно эта структура, ни на йоту не считающаяся с народом, должна быть разрушена. Мы об этом предупреждали задолго до кровавых событий в Аксы, проводили акции голодовок. И теперь верховная власть страны просто не имеет никакого права сваливать на свои низовые звенья всю ответственность. Пусть сменятся десятки премьер-министров, губернаторов областей, руководителей правоохранительных органов - ничего не изменится в стране, пока все властные структуры, судебные и правоохранительные органы, СМИ не начнут работать прежде всего на народ, уважать в первую очередь его, а потом уже соблюдать должностную субординацию.
Замир ОСОРОВ.
Фото Владимира ПИРОГОВА.
P.S. Как сообщили вчера из Джалал-Абада, во второй половине дня часть демонстрантов в количестве 500 человек начали марш на Ош с целью участия в митинге, который состоится 23 июля в южной столице.
21.06.02