МИРОТВОРЧЕСКАЯ РОЛЬ ТУРЦИИ ВЫЗЫВАЕТ ПОВЫШЕННЫЙ ИНТЕРЕС К ЭТОЙ СТРАНЕ Мевлут Катик
Пока Хамид Карзай занимал пост президента Афганистана, в системе безопасности этой страны происходили не столь широко рекламируемые, но тоже весьма важные перемены. Командование силами ISAF взяла на себя Турция, единственное мусульманское государство, входящее в НАТО. Соединенное Королевство, осуществлявшее командование с декабря прошлого года, объявила о выводе британских подразделений. Поднимая свой флаг в Кабуле, турецкое руководство провело специальную кампанию, благодаря которой удалось повысить внимание к Турции стран региона и увеличить объем американской помощи.
Международные силы - важный миротворческий компонент антитеррористической коалиции - составляют более 4000 военнослужащих в Кабуле и его окрестностях. В конце мая - начале июня Турция направила в Афганистан 279 военнослужащих 28-й мотострелковой бригады. Всего Турция намерена разместить здесь 1400 своих солдат, благодаря чему турецкий контингент в ISAF станет самым многочисленным. Турция предоставляет также 36 транспортных средств, в том числе мобильные полевые госпитали и боевые машины. На церемонии приветствия нового командования Карзай заявил, что его народ при новом руководстве ISAF будет «чувствовать себя в безопасности». В большей безопасности будет чувствовать себя и сама Турция. На церемонии в Анкаре в начале июня начальник штаба ВС Турции Хусейн Киврикоглу сказал, что «Турция принимает командование ISAF как страна, пострадавшая от терроризма». Чтобы укрепить решимость Турции, Соединенные Штаты предоставили в ее распоряжение специальное оборудование, в том числе тяжелые транспортные самолеты.
На церемонии в Анкаре Киврикоглу сказал также, что турецкий контингент будет отвечать за функционирование и безопасность кабульского аэропорта, в который прибыл технический персонал турецких ВВС. Сознавая важность своей миссии, Анкара назначила двух пресс-секретарей: один будет отвечать за военные, а другой за политические вопросы, причем их работа будет координироваться.
Отчасти забота Турции о своем имидже вызвана желанием США иметь в качестве партнера в войне с терроризмом крупную мусульманскую страну, но есть и другая причина, а именно особые отношения между Турцией и Афганистаном. Желание примкнуть к ISAF выразили также Малайзия и Индонезия, не являющиеся членами НАТО, однако Турция не просто географически ближе к Афганистану, но имеет свою историю отношений с афганцами. Афганистан первым признал новую Турецкую Республику, возникшую на развалинах Османской империи. В начале 1920-х годов афганцы оказали военную помощь первому президенту Турции Кемалю Ататюрку. Превратившись в светское мусульманское государство с капиталистической экономикой, Турция стремится поделиться с Афганистаном опытом государственного и экономического строительства.
За последнее десятилетие произошло увеличение контингента турецких военнослужащих за рубежом. Анкара принимала участие в операции ООН «Надежда» в Сомали в 1993-1994, направив туда 300 человек, а также в Боснии и Герцеговине, обеспечив запрещенную для полетов зону над Боснией после прекращения огня. Турция участвовала также в воздушной операции НАТО в Косове и поддерживает миссии наблюдателей НАТО по всему миру. Тем не менее командование силами безопасности в Афганистане привлечет к Турции гораздо более пристальное внимание международного сообщества, а провал миротворческой миссии может больно ударить по безопасности самой Турции.
Угроза ISAF и Турции исходит от афганских провинций, где местные военачальники располагают крупными формированиями милиции. Неясно, каким образом ISAF смогло бы отразить нападение этих сил и какое вообще влияние окажет миротворческая миссия на турецко-афганские отношения. При том что точной даты окончания миротворческой миссии и процедур разоружения различных группировок не существует, Карзай, тем не менее, призывает к немедленному формированию национальной армии. Турция явно желает оказать воздействие на п роцесс афганской реконструкции, а Карзай явно добивается превращения бывших независимых воинов в солдат регулярной афганской армии. 20 афганских дипломатов уже проходят подготовку в Анкаре. В ближайшее время станет ясно, сможет ли Турция, с ее желанием передавать опыт и помогать восстановлению Афганистана, переключиться на выполнение чисто силовых военных задач.
От редакции. Мевлут Катик - журналист и эксперт, живет в Лондоне. Работал в качестве корреспондента BBC, сотрудничал с медиахолдингом The Economist Group.