АФГАНИСТАН И БУДУЩЕЕ НАТО
Вт. , Янв. 8, 2008, Zerkalo
Йошка ФИШЕР
В Афганистане дела обстоят не так хорошо. Когда-то в конце 2001 - начале 2002 года администрация Буша пришла к выводу о том, что стабилизация и реконструкция Афганистана больше не являются ее основным приоритетом и вместо этого решила сделать ставку на изменение режима под руководством военных в Ираке. Так что Афганистан можно справедливо считать первой жертвой неправильной стратегии администрации.
Но администрация Буша - не единственный виновник ухудшающегося положения в Афганистане. Миссия НАТО состояла в том, чтобы обеспечить стабильность и безопасность страны, и поэтому слабый генеральный секретарь НАТО и европейские союзники, в особенности Германия и Франция, разделяют ответственность за ухудшающееся положение.
И все же, несмотря на все трудности, ситуация в Афганистане, в отличие от ситуации в Ираке, не является безнадежной. Для начала войны в Афганистане была хорошая причина: прежде всего потому, что нападения 11 сентября 2001 года зародились именно там. Вмешательство Запада положило конец почти непрерывной гражданской войне, и большинство населения все еще одобряет его. И, наконец, в отличие от Ирака, вмешательство существенно не разрушило внутреннюю структуру афганского государства и не угрожало самому его единству.
Если Запад будет преследовать реалистические цели и делать это с настойчивостью, его главная цель - стабильное центральное правительство, которое может победить "Талибан", сплотить страну и с помощью международного сообщества обеспечить развитие страны - все еще является достижимой.
Вот четыре предпосылки для успеха Запада:
- учреждение афганских сил безопасности, которые будут достаточно сильными для того, чтобы победить "Талибан", ограничение культивации наркотиков и создание внутренней стабильности;
- готовность со стороны НАТО остаться в стране в военном отношении без каких-либо национальных соображений - в особенности если Германия и Франция откажутся от особых условий своего участия;
- существенное увеличение в помощи в целях развития, особенно для пока еще пренебрегаемой южной части страны;
- возобновление регионального согласия, достигнутого в Бонне в 2001 году, в соответствии с которым реконструкцию афганского государства должны поддерживать все заинтересованные стороны.
Война в Афганистане никогда не была просто афганской гражданской войной; скорее на протяжении многих десятилетий страна была сценой для региональных конфликтов и борьбы за господство. Таким образом, в то время как возрождение "Талибан" частично произошло из-за печально пренебрегаемой реконструкции южной и восточной части страны, где проживает народ пушту, существуют также внешние причины. Наиболее значительным является тот факт, что вот уже на протяжении более двух лет Пакистан отходит от Боннского соглашения, делая ставку на возрождение "Талибан" и оказывая ему огромную поддержку. Действительно, без убежищ "Талибан" на пакистанской стороне афганской границы и без пакистанской финансовой поддержки, возрождение вооруженного мятежа "Талибан" против центрального афганского правительства было бы невозможным.
Действия Пакистана главным образом объясняются его стратегической реорганизацией в свете слабости США в Ираке и регионе в целом, а также вновь укрепленными отношениями между Индией и Афганистаном, результатом которых является возросшее индийское присутствие в Средней Азии. В этой связи Пакистан считает правительство Карзая в Кабуле недружелюбным к Исламабаду и угрозой своим ключевым стратегическим интересам. Но, помогая "Талибану", Пакистан играет с огнем, потому что теперь уже существуют пакистанские отряды "Талибана", которые представляют собой угрозу Пакистану.
Американская политика по отношению к Пакистану также является опасно недальновидной и напоминает об ошибках, которые сделали США в Иране до исламской революции 1979 года. Тем не менее, у США, по крайней мере, есть пакистанская линия поведения - что больше, чем можно сказать о НАТО и Европе. Фактически, это просто непостижимо, что пока в горах Гиндукуша решается будущее НАТО и в то время, как тысячи европейских солдат находятся там с риском для жизни, Пакистану - ключу к успеху или провалу миссии в Афганистане - не отводится никакой роли в планах и расчетах НАТО.
Часть проблем НАТО возникает из-за того, что некоторые государства-члены настаивают на праве принимать свои собственные военные и политические решения, и эти "национальные соображения" сильно ограничивают способность НАТО действовать. Если НАТО хочет преуспеть, то эта ситуация должна измениться без дальнейших промедлений.
Поэтому саммит НАТО, на котором все члены подвели бы критическую оценку ситуации и сделали бы соответствующие выводы, уже давно запаздывает. Необходимо отбросить национальные соображения и принять совместную стратегию для успеха, в том числе огромное увеличение гражданской и военной помощи для Афганистана, если мы хотим помешать стране опуститься в ту же пропасть, что и Ирак.
Более того, должно быть восстановлено региональное согласие среди всех заинтересованных, включая Пакистан, Иран и Индию, чья солидарная ответственность за мир, стабильность и реконструкцию в Афганистане должна быть признана Европой и США. Чтобы достичь этого, необходимо провести последующую конференцию после Боннского соглашения.
В то время, как война в Ираке была основана на выдаче желаемого за действительное, война в Афганистане была необходимой и неизбежной, потому что именно там зародилась террористическая угроза 11 сентября 2001 года. Это будет больше, чем трагедией - это будет беспрецедентной политической глупостью - если из-за отсутствия обязательств и политической предусмотрительности Запад безрассудно растратит свои успехи в Афганистане. Европе придется заплатить неприемлемо высокую цену, а будущее НАТО скорее всего будет в опасности.
* * *
Йошка Фишер - министр иностранных дел Германии и вице-канцлер с 1998 по 2005 гг., почти 20 лет он возглавлял Партию зеленых Германии.
Авторское право: Project Syndicate/Институт гуманитарных наук, 2007 (www.project-syndicate.org)
Перевела с английского языка Ирина Сащенкова