CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Обманутые надежды молодежи Узбекистана

10 марта 2008

Обманутые надежды молодежи Узбекистана

10.03.08 13:28, UzNews.net

Uznews.net - Государственная программа «Год молодежи», бюджет которой превышает 1,5 триллиона сумов, направленная большей частью на систему образования, по своей сути является не более, чем профанацией, вряд ли способной что-то изменить к лучшему.

Госпрограмма, разработанная в поддержку президентской инициативы объявить 2008 год в Узбекистане Годом молодежи, предполагает достаточно широкий круг мер, которые при адекватной их реализации, принесли бы немало пользы тем, кто сейчас составляет большую часть населения страны. То есть, молодежи, которая, по данным Госкомстата, в возрасте до 30 лет составляет 17 миллионов 80 тысяч человек или 64 % от всего населения страны.

«Молодежь - не только наша надежда и будущее, молодежь - решающая сила нашего сегодняшнего и завтрашнего дня», - логичность этих слов Ислама Каримова, предваривших предложение, а, по сути, распоряжение назвать этот год Годом молодежи, вряд ли можно, да и не нужно оспаривать.

Понимание того, что великое будущее страны, какое ей пророчит президент, зависит от тех, кто в этом будущем в этой стране будет жить, пришло к высшему руководству республики не в декабре прошлого года. Понимания же того, как из сегодняшних юношей и девушек вырастить истинных патриотов, обладающих к тому же достаточными знаниями и культурой, похоже, нет и сегодня.

Первой попыткой коренным образом улучшить отечественную систему образования обычно считают Национальную программу подготовки кадров, принятую в 1997 году. Авторство этой «узбекской модели» приписывают самому Исламу Каримову, хотя, всем понятно, что один человек вряд ли осилил бы такой труд.

Впрочем, качество этого документа, которым на официальных собраниях педагоги дружно восторгаются, а, оставшись наедине с коллегами, откровенно плюются, убеждает, что готовили его не самые лучшие специалисты под руководством человека, очень далекого от педагогики.

Увеличение срока обязательного образования с восьми до двенадцати лет, три последних из которых должны пройти в профессиональном колледже или академическом лицее, первое, на что обращают внимание критики Нацпрограммы.

«Идея создания профколледжей и академлицеев, в принципе, неплоха - начальная профессиональная подготовка, которую должны давать эти учреждения, позволила бы легче и глубже осваивать вузовскую программу тем, кто решит получать высшее образование, - считает один из руководителей Ташкентского юридического колледжа.

- Но пытаться заставить учиться в колледже или лицее всех выпускников девятых классов - затея, по меньшей мере, бесполезная и даже вредная. Бесполезность ее видна очень хорошо по уровню наших студентов, падающему год от года. Неслучайно вы нигде не найдете данных по проходному баллу в учебные заведения страны за предыдущие годы - с каждым набором он становится все ниже. Это прямое следствие попытки загнать за парту всех без разбора. Адекватный уровень специалистов мы получаем и на выходе из учебного заведения».

Госпрограмма «Год молодежи» в числе прочего предусматривает и некоторое ужесточение мер по охвату средним специальным образованием (в колледжах и лицеях) всех выпускников девятых классов, в том числе, введение статистической отчетности и повышение ответственности местных властей и руководителей образовательных учреждений.

Все это малоэффективно, считает собеседник Uznews.net из министерства высшего и среднего специального образования, пожелавший остаться неназванным.

«Вся эта отчетность будет с успехом подделана, подогнана под «нужные» параметры, как это делается и сейчас, и никто из чиновников никакой ответственности не понесет, если только его не подставят намеренно. Да и не должен никто нести за это ответственность. Наказывать нужно за другое - за привлечение к сельхозработам школьников и студентов, прежде всего», - говорит сотрудник министерства.

В этом же ряду стоит трудоустройство выпускников средних специальных учебных заведений и льготы при поступлении в вузы для ребят, отслуживших в армии. Против «всеобщности», когда ко всем предъявляются одинаковые требования и создаются равные условия, выступают не только преподаватели, но и руководители предприятий.

«Заслуживают большого уважения юноши, прошедшие армию, это действительно подвиг - служить в современной армии, даже в мирное время. Я верю, что наши защитники - настоящие профессионалы военного дела, но далеко не все они способны к обучению в вузе, - поделилась мнением преподаватель Ташкентского института железнодорожного транспорта.

- Между тем, льготы при поступлении в вузы для бывших солдат и необходимость обеспечить «красивую» отчетность по этому показателю вынуждают, в буквальном смысле, «пропихивать» в университеты и институты уволенных из Вооруженных сил ребят, сокращая количество мест для тех детей, кому это образование нужно на самом деле».

Не рады уравниловке и руководители предприятий, вынужденные принимать на работу неквалифицированных специалистов, выпущенных из стен колледжей и лицеев.

«Напрямую нас, частных предпринимателей, не обязали брать на работу всех без разбора только по предъявлении направления учебного заведения. Но всем хорошо известно из практики, какие проблемы могут быть созданы ослушавшимся бизнесменам, - жалуется один из ташкентских предпринимателей, столкнувшийся с непрофессионализмом «высококвалифицированных кадров».

- Вот и приходится принимать на работу и платить бездарям вместо того, чтобы повысить зарплату тем, кто действительно приносит пользу делу. Хорошо еще, что не заставляют открывать вакансии специально для всех новых лицеистов».

Между тем, Госпрограмма предполагает «повышение ответственности руководителей местных органов управления за обеспечение трудоустройства молодежи, окончивших срочную военную службу и выпускников вузов». По мнению специалистов, это приведет к снижению едва наметившейся конкуренции между выпускниками вузов и ссузов и абитуриентами. Уверенность в получении после окончания учебы какой-никакой, но работы, еще больше заполнит рынок труда неквалифицированной и инертной, безынициативной рабочей силой.

При этом, апробированная практика западных стран, когда учебные заведения утверждают квоту приема абитуриентов, исходя из спроса на специалистов на рынке труда, начинает внедряться и в отечественной образовательной системе. Госпрограмма «Год молодежи» предусматривает корректировку квот учебных мест, исходя из запросов предприятий и организаций республики. Авторы документа пошли еще дальше по западному опыту и настаивают на увеличении объема практических занятий студентов на предприятиях-заказчиках.

Традиционно, в программу вошли и пункты о повышении качества учебного процесса и преподавания. Достичь это предполагается за счет «выпуска новых, соответствующих современным требованиям учебников и учебных пособий, оснащения образовательных учреждений современным учебным и лабораторным оборудованием». Логичное, но вряд ли выполнимое в сложившихся условиях решение.

«Отток квалифицированных специалистов, в том числе, и ученых, которые могли бы стать авторами новых учебников, привел к тому, что писать их, по большому счету, некому. Те, кто остались, не смогут сказать ничего нового - такие попытки уже были. Казалось бы, чего проще - построить программу на учебниках российских вузов, адаптировав самостоятельно под местные условия лишь учебники по истории. Но этого нам не позволяют, хотя, это было бы наиболее эффективное и быстрое и наименее затратное решение проблемы», - считает наш собеседник.

Зато, Госпрограмма предписывает бросить все силы на борьбу с «чуждым нашему менталитету вредным влиянием». И борьба с российскими учебниками - часть этой борьбы, полагают эксперты.

«Так сложилось, что российские учебники по гуманитарным наукам более свободны в изложении материала и предполагают большую самостоятельность студентов при оценке тех или иных явлений. Те же из пособий, что вышли из-под пера отечественных авторов, заидеологизированы донельзя, и как раз они и будут препятствовать «воспитанию самостоятельно мыслящих молодых людей», как того требует Госпрограмма, - сетует преподаватель Национального университета Узбекистана.

- Мы с самых юных лет надеваем на наших детей шоры, не позволяющие им видеть дальше собственного носа, и в то же время хотим, чтобы они были самостоятельными и способными, имея собственное мнение, сопротивляться навязываемым идеям и ценностям. Так не бывает, это - абсурд».

Без преувеличения благородная идея направить все силы государства и общества на создание условий для реализации потенциала молодежи, словно, по какой-то недоброй традиции, переродилась в претенциозную и пустую, по своей сути, государственную программу.

Строительство новых школ, колледжей, лицеев и спортивных комплексов, оснащение их каким бы то ни было новейшим оборудованием и литературой не обеспечит целей, поставленных в президентском постановлении, - «своевременное решение назревших проблем по защите интересов и прав молодежи, дальнейшее углубление реформ в системе непрерывного образования, обеспечение востребованности специалистов, подготавливаемых образовательными учреждениями».

Новые здания школ и спорткомплексов, современнейшие компьютеры приятны для глаз и наглядны, как результат «проводимых в стране широкомасштабных реформ», но вряд ли они станут решением большой проблемы будущего страны.

Uznews.net

uznews.net

Предыдущая статьяПрезиденты Узбекистана и Туркменистана провели переговоры в формате «один на один»
Следующая статьяА.Князев: Этнополитический подтекст киргизских учебников по истории