CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

dn.kiev.ua

"Из Лихтенштейна смывается кто может"

12 марта 2008

Из Лихтенштейна смывается кто может

12.03.2008, 13-12, Деловая неделя

Деловая неделя

Узбекские теневые бизнесмены срочно перевозят капиталы подальше от дома и от Европы.

Компания Beglane Investment establishment, зарегистрированная в Лихтенштейне, неожиданно продала свой контрольный пакет акций Янгиюльского масложирового завода - самого крупного предприятия этой отрасли в Узбекистане. Новым владельцем предприятия стала компания Levomest Partners Ins., также зарегистрированная в офшорной зоне на Британских Виргинских островах. Как сообщил НРС источник в управлении внешэкономсвязей Госкомимущества (ГКИ) Узбекистана, общая сумма сделки составила 3 млн долларов.

По словам источника, сделка оформлена на внебиржевом рынке и не предусматривает инвестиционных обязательств со стороны нового владельца.

Компания Beglane Investment establishment - один из крупнейших инвесторов в узбекскую пищевую отрасль. В июле 2003 года компания приобрела государственные пакеты акций двух крупнейших маслозаводов республики - 62,45 проц. ОАО "Ташкент ег-мой комбинати" ("Ташкентский масложировой комбинат") и 51 проц. ОАО "Янгиюль ег-мой" ("Янгиюль масложир"). Покупка предприятий обошлась Beglane в 3,2 млн долларов. По условиям договоров купли-продажи пакетов акций, подписанных тогда, инвестор должен был вложить в модернизацию обоих комбинатов около 2 млн долларов.

Оба предприятия - ведущие производители маргарина, растительных масел и майонеза в Центральной Азии. Прибыльность производства в этой отрасли Узбекистана составляет сейчас свыше 340(!) проц. Секрет прост: дешевое и далеко не самое качественное пищевое хлопковое масло, которое здесь производят, пользуется громадной популярностью в соседних нищих странах региона - Афганистане и Таджикистане. Часть продукции экспортируется иранским потребителям. По информации Ассоциации масложировой и пищевой промышленности Узбекистана, оба предприятия весьма успешно осваивают рынки близлежащих стран: экспорт в эти страны бесперебойный.

По некоторым данным, прибыль Beglane Investment составляла ежегодно свыше 14 млн долларов.

Расстаться со сверхприбыльным заводом, расположенным в 20 километрах от Ташкента, прежнего владельца вынудила недавняя скандальная история с фактами сокрытия налогов в банках Лихтенштейна. Узбекские эксперты считают, что "масложировая" сделка полностью фиктивна. На самом деле владельцем предприятия остался прежний хозяин, поменявший лишь страну отмывания своих теневых доходов.

В Госкомимущества Узбекистана уверены, что за компанией из Лихтенштейна стоит теневой узбекский капитал, принадлежащий местным коррумпированным чиновникам.

- Трудно поверить, что такая "супердержава", как Лихтенштейн, вкладывает в экономику Узбекистана миллионы долларов, - сказал один из чиновников ГКИ. - Не надо быть экономистом, чтобы понять, что это карликовое государство лишь офшорная зона, через которую наши коррумпированные чиновники отмывают огромные средства. Причем средства, добытые, скорее всего, на продаже наркотиков или местного золота.

По словам чиновника, во всех контрактах на приватизацию узбекских заводов и фабрик владельцами со стороны Лихтенштейна выступают юридические лица с подозрительно "родными" фамилиями: Хамракулов, Мирзаахмедов и т.д.

По объемам инвестиций в узбекскую экономику карликовый Лихтенштейн входит в десятку крупнейших стран. Помимо двух больших масложировых заводов компаниям, зарегистрированным в этой офшорной зоне, принадлежат еще 12 значительных совместных производств в республике. Большинство этих СП энергично работают в самых прибыльных отраслях страны - текстильной и пищевой. Наиболее крупные из них: СП Medical cotton international Ltd, производящее медицинскую вату, и текстильный комбинат совместного предприятия Baht-Textile, выпускающий хлопчатобумажную пряжу. Кроме того, компании, зарегистрированные в Лихтенштейне, владеют Мубарекским хлопкоперерабатывающим заводом (владелец - ТЕКА invest S.A.), СП "Ост-фуд" (производство рыбных консервов), СП "Паста-Камола" (производство чипcов и печенья), а также СП "Самарканд ЛТД" - лидером в выпуске макаронных изделий в стране.

Во владении крохотного государства находится даже самый любимый в народе узбекский футбольный клуб "Пахтакор" - с центральным республиканским стадионом, спортивной базой и всей остальной инфраструктурой. Многие местные экономисты сейчас гадают, что произойдет, если банки Лихтенштейна дадут добро на открытие тайны вклада. Немало громких узбекских имен, в том числе крупных госчиновников, криминальных авторитетов и дельцов местного бизнеса, всплывут в делах об офшорной "прачечной". Риск потерять весьма стабильный и немалый доход велик. Потому многие из них сейчас торопятся перевести свой теневой бизнес в более удаленные и надежные офшорные зоны. В том числе на далекие Карибские острова.

Узбекские власти смотрят сквозь пальцы на агрессивную политику теневого бизнеса, прикрывающегося офшорными льготами. Инвестиции идут, производство, в том числе импортозамещающее, развивается. А деньги, как известно, не пахнут. Так они рассуждают.

Рустам Хабиев, "Новое русское слово" (Европа-СНГ).

dn.kiev.ua

Предыдущая статьяКиргизская оппозиция: «Мы готовы перейти к более активным, но законным методам борьбы»