В Узбекистане препятствий для реализации права на свободу совести нет
24 марта 2008 11:39, ИА МиК - информационно-аналитическое агентство
В последнее время суды Наманганской области чаще стали рассматривать дела о деятельности незарегистрированных различных религиозных общин. Так, совсем недавно в областном суде по уголовным делам рассматривалось в порядке апелляции дело жителя папского района Николая Зулфикарова, устраивавшего на дому молельню.
Как было установлено судебным следствием, 36-летний Зулфикаров, не имея ни специального образования, ни разрешения органов юстиции, в своей квартире в поселке Халкабад собирал знакомых и просто односельчан, где они читали Библию, а также распространял бесплатно религиозную литературу. Из материалов уголовного дела видно, что этот гражданин принадлежит к так называемой секте христиан баптистов-евангелистов, община которой, кстати, зарегистрирована в Ферганском областном управлении юстиции.
Поскольку действия Зулфикарова, по мнению суда, не представляли серьезной общественной опасности, а в найденной и изъятой религиозной литературе, не было найдено призывов к неконституционному изменению существующего строя и прочего в том же роде, как следует из проведенной текстовой экспертизы, то наказание ему было вынесено без лишения свободы. А в соответствии с постановлением Сената Олий Мажлиса Николай Зулфикаров был амнистирован.
Похожие дела слушались в прошлом году и в Наманганском городском суде, только в порядке гражданского судопроизводства. И там дело ограничилось применением штрафных санкций.
Стоит добавить, что в январе в столице нашей страны была закрыта еще одна религиозная община - церковь «Благодать», прихожанами которой были в основном лица корейской национальности. Аналогичные меры были приняты по отношению к этой церкви и в соседнем Казахстане - и у тамошних органов правопорядка оказались серьезные и обоснованные претензии к этой организации.
При этом соблюдающие наши законы церкви самых разных конфессий преспокойно ведут свою деятельность в Узбекистане. Только в Намангане, помимо более 180 мечетей и храма Михаила Архангела, существуют еще две общины - церковь «Благая весть» и евангелисты.
Никаких преследований по религиозным мотивам именно христианских общин в Узбекистане нет, считает судья областного уголовного суда Нодира Бобохонова.
- Согласитесь, - говорит она, - ведь если существует закон, то его нужно выполнять. Тем более что в нашей стране строится правовое, демократическое государство. А это как раз и предполагает точное следование букве закона. К ответственности за подобные нарушения привлекаются и исповедующие различные исламские течения граждане, делающие это с нарушением действующего законодательства.
Еще на один момент стоит обратить внимание. В начале 90-х годов в Узбекистане, как и в других государствах СНГ, были открыты широкие возможности для всяких зарубежных и собственных проповедников. На просторы бывшего сплошь атеистического СССР хлынули миссионеры всех мастей.
Вспомните хотя бы нашумевшую историю «Белого братства», поклонники которого собирались покончить счеты с жизнью. Тогда обошлось без жертв. А тоталитарные секты, заманивавшие доверчивых соотечественников, выманивавшие у них ценности, деньги, недвижимость, калечившие психику? А чем закончилась проповедь «истинного ислама» в Таджикистане? Многолетней кровавой гражданской войной.
- Именно во избежание таких последствий в законодательство Узбекистана и были внесены строгие правила регистрации религиозных организаций, требующие специального образования от проповедников, - поясняет Нодира Бобохонова. - конечно, все эти требования могут показаться чрезмерными, но припомните печальные события, имевшие место в разных странах СНГ, разгул деятельности тоталитарных сект. Но при соблюдении закона никаких препятствий для реализации права на свободу совести в Узбекистане нет.
Игорь Решетников, редактор коммерческого издания «Экспресс-Инфо плюс»