CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Азим Фазылов: Хрупкое спокойствие в Горном Бадахшане

15 июля 2008

Азим Фазылов: Хрупкое спокойствие в Горном Бадахшане

15 июля 2008, 14:00, CA-NEWS

CA-NEWS (TJ) - 27 июня Таджикистан отметил День национального единства, который был установлен в день подписания Общего мирного соглашения, положившего 11 лет назад конец гражданской войне. Как обычно, были организованы пышные торжества, концерты на стадионах, праздники, поздравления, открыты новые дома памятники. Однако, официальные праздники не могли прикрыть отсутствие настоящего единства. Общество Таджикистана все более и более разделяется на бедных и богатых, растет недовольство населения бесконечной инфляцией и отсутствием самых насущных бытовых условий - чистой воды, газа, электроэнергии.

Voice of Freedom, Таджикистан 11 июля 2008 г. Азим Фазылов

Нарастает и политическая напряженность, проявлением чего стали митинги в Хороге расположенном на берегу реки Пяндж, на другом берегу которой - Афганистан, столице Горнo-Бадахшанcкой автономной области (ГБАО). Почти всю вторую половину июня там проходили гражданские акции протеста, в которых приняли участие около 500 человек. А затем среди митингующих появились вооруженные люди.

К организаторам митинга - лидерам местного отделения Социал-демократической партии примкнули бывшие боевики и полевые командиры ГБАО И.Имоназаров, Т.Аёмбеков, Ё.Мамасламов и М.Мамадбокиров, в годы гражданской войны (1992-1997) воевавшие на стороне Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) и потерпевшие поражение от правительственных войск. Мирное соглашение дало им возможность вернуться на родину из Афганистана и продолжить мирную жизнь. Однако, напряженность и недоверие между официальными властями и бывшими боевиками ОТО сохраняется и поныне. Как и большое количество оружия, сохраненного с тех лет.

Поэтому опасность перерастания митингов в вооруженный конфликт была весьма реальной. Митинги в Хороге проходили и ранее, в марте, и причинами были столкновения с сотрудниками налоговых органов. Тогда зачинщики были арестованы и переданы правоохранительным органам.

Замдиректора Центра стратегических исследований Таджикистана Сайфулло Сафаров не считает, что напряженность в ГБАО носит социальный характер. "В последнее время развитию ГБАО уделяется большое внимание. Построены новые дороги, которые соединили Хорог с Афганистаном и Китаем, вследствие чего снизились цены на местных рынках. Есть положительные сдвиги и в других областях", - говорит он.

Участники митингов также утверждают, что на сей раз митинги имели иную причину, и были вызваны введением сюда дополнительных воинский подразделений. Депутат таджикского парламента отметил по этому поводу, что жители ГБАО были очень оперативно проинформированы об этом. «Очевидно, у них есть надежный канал получения информации о действиях МВД», - сказал он на условиях анонимности.

По заявлению министра обороны Таджикистана Шерали Хайруллаева, военные прибыли в автономную области для наведения порядка, охраны государственной границы, а также для обеспечения безопасности президента Эмомали Рахмона, который собирается приехать в Хорог в июле.

Но население ГБАО не доверяет официальной версии и убеждено, что войска прибыли для проведения специальной операции. Ранее оппозиция на Памире требовала отставки назначенных президентом областных чиновников. Власти пообещали в течение двух месяцев произвести кадровые перестановки, но ничего не сделали. Бадахшанские активисты утверждают, что вместо этого Комитет национальной безопасности Таджикистана начал преследования их товарищей, поэтому в качестве ответной меры было решено собрать митинг в Хороге.

Вначале правоохранительные органы области не предпринимали попыток разогнать несанкционированный митинг. Но, увидев, как осложнилась ситуация, начали переговоры с руководством области, городским УВД, полевыми командирами и организаторами митинга. 20 июня в Хороге начала заседать рабочая группа во главе с министром внутренних дел республики, генерал-лейтенантом милиции Махмадназаром Салиховым.

Предметом переговоров стали вопросы улучшения работы городской инфраструктуры, деятельность духовенства, укрепления законности в Хороге, проблема с незаконным оборотом оружия, которая и является первопричиной нестабильности и источником порождения всякого рода преступности. Отдельным вопросом стала тема наркотрафика.

Министр обороны Таджикистана Шерали Хайруллоев заявил в интервью "Азия-Плюс": «Растущий уровень преступности в ГБАО вынуждает правительство республики предпринять кардинальные меры по стабилизации ситуации. Нам необходимо укрепить государственную границу в области, которая практически остается неохраняемой". По мнению министра, "ажиотаж вокруг ситуации создают сомнительные личности, которые сами замешаны в криминале".

В свою очередь бывший полевой командир И.Имомназаров утверждает, что слухи о том, что в ГБАО занимаются наркобизнесом, для борьбы с которым якобы направлены правительственные войска, безосновательны и обратился к президенту с просьбой вмешаться в ситуацию, подчеркнув, что ввод войск может дестабилизировать обстановку в регионе. В ходе переговоров сторонам удалось достичь компромисса: полевые командиры обязались в течение двух недель сдать оружие, в ответ МВД их амнистирует. Через два дня, 22 июня была начата кампания по добровольной сдаче оружия, незаконно хранящегося у населения.

В начале июля руководителем правительственной рабочей группы - министром внутренних дел Мамадназаром Солеховым, руководителями силовых структур, жителями области и бывшими полевыми командирами в присутствии председателей ГБАО и Хорога, представителей некоторых общественных организаций был подписан протокол намерений.

Этим документом запрещены всякого рода несанкционированные собрания, митинги и шествия, дестабилизирующие общественно-политическую ситуацию и порядок в регионе, определена необходимость прекращения вмешательства граждан в выполнение задач и обязанностей местных органов государственной власти, силовых структур и органов правопорядка, предусмотренных законами республики, и задач, поставленных перед ними руководством страны. Впредь любые спорные вопросы должны решаться в предусмотренном законом порядке посредством обращения в соответствующие структуры местных органов государственной власти.

Всем гражданам, незаконно хранящим оружие, определен срок его сдачи в соответствующие органы до 14 июля. Кроме того, в протоколе подчеркнуто, что дислокация и передвижение войск и подведомственных силовым структурам воинских подразделений признаны исключительной компетенцией Верховного главнокомандующего - президента Республики Таджикистан, и всякого рода вмешательство граждан в этот процесс, а также деятельность указанных формирований в ГБАО, в любой форме считаются антиконституционным действием.

В документе также содержится призыв к жителям ГБАО всячески способствовать реализации мер по стабилизации общественно-политической ситуации и обеспечению мирной жизни в регионе. Бывшим полевым командирам совместно с представителями силовых структур области поручено обеспечить выполнение пункта протокола о полной сдаче населением незаконно хранящегося оружия до 14 июля.

Наступило хрупкое затишье и общественность напряженно наблюдает за происходящим, по-разному оценивая перспективы заключенных договоренностей.

Глава Ассоциации политологов Таджикистана Абдугани Мамадазимов говорит по этому поводу: «В этом году произошло больше негативных событий, чем позитивных. Правоохранительные органы умудрились в течение полугода трижды дестабилизировать обстановку в стране неудачным проведением операций в Гарме и Кулябе, а затем и в Хороге. Реанимирована практика ведения переговоров с полевыми командирами, существовавшая в годы гражданской войны. В мирное время - это негативная практика, как и то, что министр внутренних дел Мамадназар Солехов пошел на подписание протокола с бывшими полевыми командирами, некоторым из которых инкриминируется ряд уголовных преступлений. В данном случае формат переговоров должен был быть совсем иным и привлекать надо было влиятельных людей ГБАО, а не бывших боевиков».

Но многие уверены, что проблема решена кардинально. Сайфулло Сафаров считает, что соглашение достаточно удачно и перспективно. «Население поняло важность государственных мероприятий по укреплению границ, разоружению бывших полевых командиров и борьбы против наркобизнеса. Произошла своеобразная проверка населения на устойчивость к защите мира и стабильности. Она показала, что мирные настроение людей преобладают, и никакие внешние силы не могут дестабилизировать обстановку, несмотря на то, что это происходит на фоне массированной информационной войны против Таджикистана», - уверен он.

Критически оценивает эти события бывший военный, пенсионер Акмал Ходжиев. «Когда-то ГБАО, как пограничная зона, имела особый статус. Я помню, как секретарь Хорогского обкома КПСС напрямую общался с Москвой, и летал на приемы в ЦК КПСС. Область имела ряд привилегий в снабжении и материальном обеспечении. Избалованные этим статусом, некоторые и сейчас пытаются использовать его в личных целях. Ведь тяжелые условия не только в Хороге, но во всей стране, но шуму больше всего именно там. Иждивенческие настроения и мечты о некоей самостоятельности и даже территориальном отделении могут иметь трагические последствия для всего Таджикистана».

Многие скептически оценивают будущее достигнутых соглашений. Завкафедрой права Таджикского международного университета Шокирджон Хакимов говорит: «В данном случае вопрос решен. Но перспектива развития событий будет иная: если люди почувствуют существенное улучшение своих жизненных условий, то, скорее всего, проблем более не возникнет. Если же изменений не произойдет, то вновь возникнет угроза митингов, несущих угрозу миру и стабильности».

Абдугани Мамадазимов также считает, что массированная помощь, оказанная президентом, помогла разрешить нынешнюю проблему, но не все вопросы сняты. «Прокуратура требует сдачи 300 единиц огнестрельного оружия. Но ведь даже если полевые командиры выполнят это условие, то легко смогут уже через неделю завезти еще большее количество из Афганистана. И в будущем это может привести к локальной дестабилизации».

Член Исламской партии возрождения на условиях анонимности заявил: «Я не понимаю, как можно обещать амнистию полевым командирам и организаторам беспорядков, если есть столько данных о причастности их к уголовно наказуемым действиям? Смогут ли впоследствии власти сдержать свои обещания? И прекратится ли нелегальный бизнес местных воротил? Я лично в этом очень сомневаюсь. Большая часть богатых людей в ГБАО этим уже не довольствуется, и требует власти. При этом они обещают рядовым жителям покончить с коррупцией, взяточничеством, другими служебными злоупотреблениями, наладить бытовые условия, чем и добиваются популярности и поддержки, используя народ в собственных интересах».

Сайфулло Сафаров, напротив, убежден, что экономическая и политическая ситуация в ГБАО имеют тенденцию к постоянному улучшению. «Ситуация в Хороге намного лучше, чем в других регионах. Конечно, есть отдаленные регионы, которым нужна экстренная помощь. И, согласно последнему распоряжению президента, а также программным правительственным документам, она будет оказана. Объективных причин для повторения ситуации нет».

А рядовые жители убеждены, что с договоренностью будет так же, как и в годы войны: многочисленные мирные договора подписывались и также легко нарушались обеими сторонами. Ведь Восток - дело тонкое.

ca-news.org

Предыдущая статья"Литер": Казахстан готов к любым способам разрешения водного вопроса
Следующая статьяД.Аляев: Как быть узбекам без казахской муки?