Профессор А.Тулембаева: Осенью Казахстан ожидает новый всплеск экономического кризиса и безработицы
14 июля 2009, 16:43, CA-NEWS
CA-NEWS (KZ) - Наступило время отпусков, и тема кризиса отошла на второй план. В конце концов кризис кризисом, а отдых по расписанию. Однако именно традиционное летнее снижение деловой активности может усугубить кризисные явления, и осень может стать более «холодной», чем обычно.
"Мегаполис", Летнее затишье перед бурей ? 26 (438) от 13.07.2009
Айгуль Тулембаева, доктор экономических наук, профессор
Наступило время отпусков, и тема кризиса отошла на второй план. В конце концов кризис кризисом, а отдых по расписанию. Однако именно традиционное летнее снижение деловой активности может усугубить кризисные явления, и осень может стать более «холодной», чем обычно.
О том, что к концу года ожидается ухудшение социально-экономической ситуации, уже заявили в администрации США, которая готовится к разработке очередного «плана спасения». Предыдущий пакет антикризисных мер оказался «слишком маленьким», а «наша экономика является более тяжелым пациентом», считает советник президента США Барака Обамы Лаура Тайсон.
Необходимость дополнительных мер по поддержке американской экономики связана, прежде всего, с большим ростом безработицы, которая в июне достигла уже 9,5%, что превзошло ожидания на 2,5 млн рабочих мест. Эксперты говорят, что количество безработных в США превысит 10% общей численности трудоспособного населения уже в ближайшие месяцы.
Также вызывает опасения и состояние банковской системы. Бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен считает, что выделенные суммы недостаточны для решения проблем. По его мнению, проект спасения экономики США и план поддержки финансового сектора неразрывно связаны: если не удастся «залатать дыры» в финансовой системе, то стимулирующие меры окажутся бесполезными и лишь подорвут бюджет.
Хотя наша экономика по своим размерам несравнима с США, её тоже можно назвать «тяжелым пациентом», причем безработица и сложное состояние банковской системы также являются нашей основной головной болью. Несмотря на предпринимаемые правительством меры, уровень безработицы не снижается, а осенью значительно увеличится. Снижение активности в летние месяцы приводит к ещё большему сокращению спроса, и спад экономики вынудит работодателей экономить прежде всего на персонале. Скорее всего, многие, вынужденные летом принудительно уйти в отпуск, могут не вернуться на работу.
Осенью к тому же высвободится часть работающих, задействованных на вахтовых и сезонных работах. По завершению летнего сезона, когда начнут закрываться летние кафе, рестораны, будут свернуты туристические маршруты, сократятся объемы дорожных и строительных работ, активизировавшихся в летний период, - в том числе и за счет реализации «Дорожной карты» - нас ждёт новый всплеск безработицы. Эту армию пополнят и выпускники вузов и колледжей, которым наверняка будет очень тяжело найти работу. Сейчас они по большей части отдыхают на солнце после получения дипломов, а осенью ринутся искать себе место «под солнцем», что будет далеко не просто.
За летний период снижения деловой активности вырастут и долги по кредитам, которые казахстанцы когда-то взяли в надежде на рост экономического благосостояния. А теперь, когда надежды не оправдываются, не могут их вернуть. Доля плохих долгов в казахстанских банках к концу года значительно увеличится и без поддержки государства финансово-банковский сектор просто не устоит. Дефолт хотя бы одного крупного банка приведет к серьёзным негативным последствиям для всей банковской системы страны, а вероятность реализации подобного сценария весьма высока. Даже достигнутые соглашения о реструктуризации долгов не снижают высокой степени риска финансовых потрясений:
Если США намерены вливать в экономику своей страны новые деньги, производя дополнительную эмиссию и вызывая тем самым опасения по поводу будущего инфляционного давления, то они могут себе такое позволить. Во-первых, у них низкий уровень инфляции и им больше грозит дефляция, а, во-вторых, доллар пока остается основной резервной валютой, и США ещё диктуют миру свои условия.
Что будем делать мы, пока неясно. Антикризисный план с выделением денег на «пять больших дел» себя исчерпал, а результатов больших не дал. Конечно, нельзя не отметить тот факт, что правительство смогло удержать на плаву банковскую систему, но при этом стимуляторами экономического развития банки не стали. А если нет развития, то не будет рабочих мест, и проблема безработицы будет только обостряться. Поставленные цели инновационной индустриализации вполне объективны и своевременны, но их реализация займёт достаточно много времени, а обеспечить работой людей нужно сейчас.
Правительство должно быть готово к осеннему обострению кризиса, главным показателем которого будет рост безработицы. «Дорожная карта» даст только временный эффект, поскольку ремонт социально-инфраструктурных объектов не будет длиться вечно. Во-первых, элементарно закончатся деньги, а поступлений в бюджет новых денег не предвидится. А во-вторых, наступит осенне-зимний период, и объективно многие виды работ не смогут быть реализованы.
Таким образом, судя по всему, необходимо будет принятие нового антикризисного плана, в котором главной задачей станет обеспечение занятости населения и сохранение финансовой устойчивости. Простые вливания денег ситуацию явно не спасут. Необходимо принятие радикальных структурных мер, нужна более активная стимуляция предприятий малого и среднего бизнеса, которые и дадут максимальную занятость и экономическую стабильность.
Я месяца четыре назад писала о том, что нужно уменьшить кредитную ставку для определенных категорий предприятий, в частности, в производственном секторе. Их ускоренное развитие создало бы большое количество рабочих мест и стало бы фундаментом для индустриализации страны.
Конечно, хочется верить, что правительство делает все возможное, чтобы удержать ситуацию под контролем. Но чисто административные методы ещё никогда и нигде не давали прочного долгосрочного эффекта. Без мощной аналитической работы по созданию устойчивой архитектуры экономики страны мы далеко не уедем: