Кремль задел самолюбие Каримова
2009-08-05, Независимая газета
Виктория Панфилова
Узбекистан против размещения на юге Киргизии новой российской военной базы
Узбекистан выступил против размещения на юге Киргизии новой российской военной базы, считая, что ее появление может дополнительно дестабилизировать и без того сложную обстановку в Ферганской долине Центральной Азии. По мнению экспертов, Москва, не согласовав с Ташкентом свое решение, нанесла удар по самолюбию президента Ислама Каримова. Особенно после того, как США признали за Узбекистаном роль центральноазиатского лидера.
Вчера МИД Узбекистана распространил сообщение, в котором говорится о нецелесообразности размещения на юге Киргизии дополнительного контингента российских вооруженных сил, о котором говорится в подписанном президентами Дмитрием Медведевым и Курманбеком Бакиевым меморандуме.
«Реализация подобных проектов на достаточно сложной и трудно предсказуемой территории, где непосредственно сходятся границы трех среднеазиатских республик (Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. - «НГ»), может дать импульс для усиления процессов милитаризации и возбуждения различного рода националистических противостояний», - говорится в сообщении. При этом Ташкент опасается новых «выступлений радикальных экстремистских сил, которые могут привести к серьезной дестабилизации обстановки в регионе».
На экспертном уровне в Ташкенте говорят и о других рисках, вызванных рядом нерешенных проблем. В частности, у Узбекистана существуют территориальные споры с соседями, а также нерешенные водные проблемы. Ташкент опасается, что силы КСОР, под эгидой которых создается объединенная российская военная база в Киргизии, могут использоваться как военные составляющие на пространстве СНГ и в государствах ОДКБ для решения споров и противостояния, если таковые возникнут между этими государствами. То есть Узбекистан боится, что такие страны, как Таджикистан или Киргизия, у которых много спорных моментов с Узбекистаном, могут для их решения задействовать КСОР.
Политолог, экс-советник президента Узбекистана Рафик Сайфуллин объяснил «НГ» заявление Ташкента «политической несогласованностью». «Мнение Узбекистана при разработке подобных планов неплохо было бы учитывать», - сказал Сайфуллин. По его словам, размещение одного батальона на юге Киргизии с военной точки зрения нецелесообразно. Это больше политический шаг Москвы, нежели хорошо продуманный военно-стратегический. «Россия застолбила площадку якобы для одного батальона», однако сохранится ли этот формат в будущем, неизвестно, отметил эксперт. По его мнению, там вполне может появиться полноценная военная база.
Российский эксперт Алексей Власов полагает, что если не Россия, то США или другие заинтересованные страны, в том числе Китай, займут свободное место. «Любой формат военно-политического взаимодействия России со странами Центральной Азии, в рамках ОДКБ или на двусторонней основе, - есть формат противодействия расширению НАТО», - сказал «НГ» гендиректор Информационно-аналитического центра МГУ Алексей Власов.
Аналогичной точки зрения придерживается и директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. Создавая военные базы в регионе, Россия укрепляет свои позиции, поскольку она не может сейчас предложить крупных инвестиционных проектов. Как, например, это делает Китай. «Если Россия укрепляется в Центральной Азии в военно-политической сфере, то Китай - в экономической. В нынешнем году Пекин выделил странам Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 10 миллиардов долларов», - сказал «НГ» Сатпаев.
Между тем завотделом Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин считает демарш Ташкента сигналом для США и ЕС о возможной смене внешнеполитического курса в западном направлении.