CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

zpress.kg

«Time»: Взрывоопасная Центральная Азия все больше интересует Россию : Zamandash press

5 августа 2009

«Time»: Взрывоопасная Центральная Азия все больше интересует Россию

05.08.09 11:15, Zamandash press

России принимает меры для усиления своей роли в Центральной Азии

30 июля российский президент Дмитрий Медведев провел переговоры с лидерами Афганистана и Пакистана - двух стран, которые находятся на перекрестке ведомой США войны с террором. Встреча с афганским президентом Хамидом Карзаем и его пакистанским коллегой Азифом Зардари состоялась в столице Таджикистана Душанбе. По сообщениям, на повестке дня были планы по усилению торговых связей, как и совершенствование сотрудничества в борьбе против исламистского экстремизма. По мнению экспертов, это ясные признаки того, что Москва усиливает свою роль в театре «Аф-Пака» - регионе, из которого Россия заметно отступила после оставившей рубцы советской оккупации Афганистана 1980 гг.

Организованная русскими встреча состоялась в период опасений о том, что продолжающиеся боевые действия с боевиками «Талибана» в Афганистане и Пакистане распространяются на территорию Центральной Азии - особенно Таджикистана, который с Афганистаном разделяет пористая граница длиной в 1300 км. За последние месяцы таджикские силы безопасности были вовлечены в обширную кампанию по борьбе с местными боевиками и предполагаемыми бандами наркодельцов, действующими в ее горных пограничных зонах, но также существуют слухи о возвращении таджикских боевиков «Талибана», которые поменяли один труднодоступный приграничный регион на другой. Пока премьер-министры вели обсуждения, Душанбе будто по сигналу потряс взрыв подложенной в машину бомбы. Не поступало никаких сообщений о жертвах, но взрыв был связан с подозреваемой деятельностью боевиков.

Были раскрыты не так уж много деталей из содержания беседы лидеров, хотя, как полагают, были обсуждены сделки по энергоносителям и развитию инфраструктуры. В начале недели как Карзай, так и Зардари встретились с таджикским президентом Эмомали Рахмоном, чтобы выработать единую стратегию борьбы с терроризмом. Насколько она будет продуктивной, еще предстоит выяснить. «Народы Афганистана и Пакистана смотрят на руководителей стран региона с надеждой на решение проблем», сказал Зардари, ссылаясь на существенное присутствие Москвы в Центральной Азии.

За рукопожатиями и банальностями скрываются более глубокие политические расчеты. Карзай и Зардари начали свои президентские сроки, пользуясь сильной поддержкой стран Запада, но сегодня оба перестали быть фаворитами, будучи обвиненными в том, что они не приняли достаточно мер для обуздания экстремистов, наряду с обвинениями в коррупции и плохом управлении. Более теплые отношения с Россией могут стать противовесом подходу Запада к Афганистану и Пакистану, который становится все более прохладным и разочарованным.

Кроме того, в то время, как США углубляют свои связи с историческим конкурентом Пакистана - Индией, эксперты по внешней политике предполагают, что Исламабад может попытаться расширить свои связи с Москвой. С советских дней Индия всегда была традиционным южно-азиатским союзником России. Теперь пакистанские сотрудники Министерства обороны предложили обсудить возможные сделки на поставки российского военного снаряжения, отказываясь от прежних негласных соглашений «холодной войны». «Россия пытается найти точку опоры в регионе», говорит эксперт по стратегическим вопросам находящегося в Нью-Дели Центра исследования политики Брахма Челани. «Не существует причины, по которой она не должна начать продавать оружие Пакистану для того, чтобы получить некоторое влияние».

Все стороны, которые встретились в Душанбе, также должны иметь дело с социальной пороховой бочкой, каковой является Центральная Азия. Экономический спад ударил по региону очень сильно, когда сокращения рынков занятости в таких более богатых странах, как Россия и Казахстан, привели к оттоку тысяч рабочих-мигрантов на родину в такие более бедные страны, как Таджикистан и Узбекистан. То, что обещает быть очень мрачным годом для многих центрально-азиатских семей, только усилило вопросы, касающиеся стабильности в регионе в целом.

Некоторые аналитики предполагают, что социальные волнения могут смешаться с беспорядками мятежей «Талибана» в южной глубинке. В Таджикистане, по всей видимости, уже находится под угрозой хрупкое статус-кво, существовавшее с 1997 года, когда закончилась гражданская война между силами, которых поддерживали русские, и исламистской оппозицией. Наблюдатели указывают на то, что в последние месяцы появилась вероятность притока таджикских и узбекских боевиков на свою родину после участия в боевых действиях на стороне пакистанского и афганского «Талибана». С мая таджикское правительство взяло под контроль Раштскую долину страны, якобы как часть операции по борьбе с наркотиками, но также, как утверждают эксперты, и в стремлении расправиться с местными полевыми командирами, склоняющимися в сторону исламистов. В некоторых частях Центральной Азии правящие деспотичные режимы осуществляют свою власть лишь в незначительных пределах вне своих столиц. «Как только Вы выбираетесь за пределы Душанбе, Вы сможете увидеть там все, что угодно», говорит специалист по Центральной Азии в университете Джорджа Мэйсона в Вирджинии Эрик Макглинчи.

В субботу Медведев будет возглавлять в Кыргызстане другую центрально-азиатскую встречу на высшем уровне по безопасности, с участием делегаций из семи других бывших советских республик. Возросший интерес американцев к региону в качестве тылового центра для своих военных действий в Афганистане заставил Москву вновь подтвердить свое присутствие на своем заднем дворе. После того, как США застолбили за собой аренду авиабазы в Кыргызстане в этом месяце, Россия теперь намеревается убедить кыргызское правительство позволить создание второй российской базы на кыргызской территории. Москва рассматривает свое растущее влияние в регионе - как экономическое, так и политическое - в качестве стабилизирующей силы.

В то же время Москва является также частью проблемы, говорит Макглинчи из университета Джорджа Мэйсона. Наследие советского правления - от произвольно сформированных границ и перемещения населения до режимов цензуры и коррупции - по сей день формирует политику в Центральной Азии, и продолжает свое существование в виде потворствующих деловых отношений между правителями России и теми, кто устроился во власти по всему региону. Кроме того, правозащитники утверждают, что центрально-азиатские правительства часто прибегают к использованию призрака терроризма для того, чтобы замаскировать злоупотребления своего правления и законные протесты своих граждан.

31 июля Медведев принял участие в открытии массивной гидроэлектростанции, строящейся с помощью русских, которая, в конечном счете, обеспечит электроэнергией 12% территории Таджикистана. Москва обещала предоставить в дальнейшем помощь Душанбе и его соседям, и эта инициатива была в конфиденциальном плане поддержана Вашингтоном. Но в качестве гарантии для того, чтобы все эти вклады привели к существенным переменам, необходимо осуществить добросовестное управление. При стремлении достичь прогресса в одном из наиболее разоренных войной регионов мира, символика совместных заявлений может иметь ограниченное действие.

Ишаан Тарур «Time», 31 июля 2009 года Перевод - «Zpress.kg»

zpress.kg

Предыдущая статьяА.Асроров: До счастья рукой подать. Почему жители Узбекистана считают себя счастливыми и удовлетворенными жизнью?
Следующая статья«Spiegel»: Ключевые посты в международных организациях заполонили бюрократы : Zamandash press