Дом-музей Садриддина Айни под угрозой сноса
04.09.09 18:40, Uznews.net
Uznews.net - Дом-музей таджикского писателя, ученого и общественного деятеля Садриддина Айни (1878-1954) в Самарканде под угрозой сноса, по устному приказу из Кабмина Узбекистана из него уже вынесены экспонаты, а здание готовится к слому.
Дом-музей Садриддина Айни, основоположника таджикской советской литературы, располагавшийся по улице Регистанской в Самарканде, уже закрыт для посетителей, из него вынесены почти все экспонаты - личные вещи, книги и мебель, принадлежавшие писателю, а само здание уже скоро может быть снесено.
Как рассказывают самаркандские источники службы, судьбу дома-музея Айни предрешил один из заместителей премьер-министра страны, который в присутствии хокимов города Самарканда и Самаркандской области Захира Мирзаева и Уктама Барноева приказал закрыть музей, а сам дом ликвидировать.
По словам работника музея, его администрация вышла с письмом к хокиму области с просьбой сохранить дом-музей таджикского писателя, но ответа пока еще не получила. Но все же, у работников музея остается надежда, что все последние мероприятия, связанные с закрытием музея или выносом экспонатов, связаны с его ремонтом, а не сносом.
Но объективных причин для таких надежд мало - уже снесен бюст писателю, который стоял у входа в музей, а также снята вывеска на его фронтальной стене.
Слух о сносе дома-музея Садриддина Айни привел в возмущение интеллигенцию Самарканда. Многие считают, что этот очередной безответственный шаг властей нанесет урон таджикско-узбекским отношениям, кроме того, он обидит многих таджиков, проживающих в Самарканде, Бухаре и других регионах Узбекистана.
«В Самарканде уже снесли памятники другим выдающимся просветителям, как Рудаки, Навои, Джами, что вызывало гнев таджикской интеллигенции Самарканда», - говорит один из активистов Национально-культурного центра таджиков Самарканда (НКЦТ), работа которого была остановлена властями в 1993 года.
«Если в действительности дом-музей Садриддина Айни будет снесен, можно будет смело оценивать действия властей, как продолжение антитаджикской политики», - заключил он.
Снос памятников, по словам таджикских патриотов Самарканда - это лишь самые видимые шаги, предпринимаемые властями Узбекистана для принижения роли таджикской культуры в Узбекистане, где таджики являются самой большой этнической группой после узбеков.
По словам самаркандских таджиков, в их городе уже не осталось ни одной таджикской школы, хотя в советские времена таджики могли при желании обучаться на родном языке, в сельских районах их количество доведено до минимума.
Для спасения дома-музея Айни, активисты Самарканда собирают в эти дни подписи, готовя обращение к президенту страны Исламу Каримову.
«Но меня возмущает молчаливое согласие Культурного центра таджиков Самарканда и его руководителя А. Вахидова, редакций таджкикоязычных газет, которые как раз должны заниматься такими проблемами», - с негодованием сказал один из самаркандских пенсионеров, подписавшийся под обращением.
Садриддин Айни родился в 1878 году вблизи Бухары, первоначальное образование получил в сельской школе, а затем поступил на учебу в бухарское медресе. После революции 1905-07 он примкнул к движению джадидов, но в 1920 году ушел из него и участвовал в бухарской народной революции.
Самые известные произведения Садриддина Айни - это повесть «Одина» (1924) вместе с романами «Дохунда» (1927-28) и «Рабы» (1934), составляющие трилогию, рассказывают о жизни и борьбе таджикского народа на протяжении столетия.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Айни выступал с острыми публицистскими статьями и историко-художественными очерками, как «Восстание Муканны» (1944). Его очерки посвящались творчеству Рудаки, Фирдоуси, Ибн Сины, Саади, Навои, Васифи, Бедиле и др.
С 1948 года до конца жизни Садриддин Айни работал над художественно-автобиографической книгой «Воспоминания», в которой показал жизнь Бухарского ханства на рубеже XIX-XX веков.
Uznews.net