"Афганская тема" на турецком направлении
31 Октября 2009, Echo
Барак Обама и Реджеп Тайип Эрдоган обсудят ситуацию в Афганистане
НУРАНИ
В Вашингтоне названа дата визита в США премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана - 7 декабря. Как указывает пресс-служба Белого дома, одна из главных целей визита - обсудить совместную стратегию в Афганистане и Пакистане, сообщила пресс-служба Белого дома. "Президент Барак Обама с оптимизмом смотрит на предстоящие консультации с турецким премьером, которые должны затронуть широкий спектр вопросов двусторонних отношений, в том числе реализацию совместной стратегии в Афганистане и Пакистане", - говорится в сообщении пресс-службы. Стороны также намерены обсудить вопрос активизации экономического сотрудничества, нераспространение, проблему Кипра, развитие армяно-турецких отношений и ближневосточное урегулирование. Как отмечает Белый дом, в повестке встречи будут вопросы соблюдения прав человека.
По понятной причине, на Южном Кавказе с наибольшим напряжением ждут именно результатов обсуждения армяно-турецкого диалога: как не без оснований полагают многие, именно США "проталкивают" продвижение этого диалога без реальных "подвижек" на карабахском направлении.
Однако не исключено, что для США главную роль играет именно "афганская" тема и возможное участие Турции в разрешении афганской проблемы. В немалой степени потому, что Афганистан становится для США все более трудной задачей. несколькими днями ранее, 26 октября, президент Барак Обама лично посетил военно-воздушную базу в штате Делавэр и встретил гробы американцев, погибших в Афганистане, сообщает Politico. В их числе - семь военнослужащих и трое сотрудников Агентства по борьбе с наркотиками, погибшие при крушении военного вертолета, и восемь военных, которые погибли, когда их машины подорвались на минах. В Делавэре президента сопровождали генеральный прокурор Эрик Холдер, начальник штаба ВВС Нортон Шварц и другие должностные лица. Как сообщает Associated Press, в часовне базы Обама провел встречу с семьями погибших.
Однако какой может оказаться роль Турции в решении афганской проблемы? Вряд ли, предупреждают эксперты, речь пойдет только об увеличении турецкого контингента в Афганистане, тем более что Эрдоган уже обещал этого не делать.
Как напоминают эксперты, особой вовлеченностью в афганскую проблематику Турция как бы не отличалась. Однако в мировых политологических кругах существует по крайней мере небезосновательная версия, что советское вторжение в Афганистан было только частью, точнее, первым этапом формирования этакого "южного пояса" советских сателлитов из государств, с которыми еще в двадцатые годы были заключены однотипные договоры, предусматривающие в случае необходимости оказание и военной помощи - Афганистан, Иран и Турция. Войска на границу с Ираном стягивали в открытую, тем более что "исламская революция" ни ля кого не секрет. "Турецкая" часть плана известна куда меньше. Однако к его реализации даже приступили на практике, и свою роль тут должны были сыграть и террористы, как арянские, так и местные левые радикалы, и многие другие. С середины семидесятых годов в Турции начинается прямо-таки небывалый рост популярности леворадикальных группировок, многие из которых открыто ратуют за "партизанскую войну в каменных джунглях городов". Накануне военного переворота 12 сентября 1980 года срок жизни редактора правой газеты в Турции составлял два месяца. Ни в одном городе страны не было питьевой воды - водопровод был взорван. В ответ за оружие взялись "Бозгурды". Уже потом ныне покойный Алпарслан Тюркеш в интервью автору этих строк напомнит, что они оказались единственной силой, противостоявшей левакам, и по сути дела сорвали реализацию в стране "афганского варианта". Реализацию которого тогда не ислючали и военные аналитики США.
Кульминация, однако, наступила в черноморском городке Фатса, где военные отстранили от власти местного мэра - активиста группировки "Девримчи сол", официально внесенной в список террористических организаций госдепартамента США. И тогда же в руки военных попали шокирующие документы. В штабах причерноморских левых группировок были найдены бумаги с указанием дня и часа восстания в крупнейшем турецком черноморском порту - Самсуне. Штаб восстания должен был немедленно провозгласить "Демократическую Рабоче-Крестьянскую Турецкую Республику", а себя, естественно, "Временным революционным правительством ДРКТР". Задача, впрочем, у этого "правительства" была одна: обратиться к СССР за "интернациональной помощью".
А в районе Самсуна Понтийский горный хребет прорезает ущелье, достаточно широкое, чтобы по нему любая армия, высадившись в этом черноморском порту, могла вместе с бронетехникой выйти в самый глубокий тыл Турции, к ее столице Анкаре, и по сути разрезать страну пополам. Генералам стало ясно и другое: береговые артиллерийские батареи Самсуна противостоять такому сценарию явно не в силах. И, значит, медлить было уже нельзя. В ночь на 12 сентября по улицам турецких городов прошли танки. Действие Конституции было приостановлено, деятельность политических партий запрещена, исполнительная власть на местах передана в руки военных. И одним из первых шагов нового правительства страны - Совета национальной безопасности во главе с Кенаном Эвреном - стало создание близ Самсуна мощного оборонительного рубежа.
Но теперь ситуацию вокруг Афганистана определяют уже другие реалии, и немалую пищу для размышлений дает и визит госсекретаря США Хиллари Клинтон в Пакистан, который, по мнению многих, включая российскую газету "Коммерсантъ", призван воссоздать альянс Вашингтона с Исламабадом. "Наблюдатели в Исламабаде отмечают, что миссия госсекретаря Клинтон в Пакистане оказалась весьма непростой. Несмотря на традиционно тесные связи между Вашингтоном и Исламабадом, отчетливой тенденцией последних месяцев стала нарастающая волна антиамериканизма в пакистанском обществе и глубокое недоверие пакистанской политической и военной элиты к сотрудничеству с Вашингтоном, - указывает газета. - - Кроме того, подписанный президентом Обамой в этом месяце закон о предоставлении пятилетней помощи Пакистану общей стоимостью $7,5 млрд., известный как закон Керри-Лугара, стал еще одним серьезным раздражителем в двусторонних отношениях. В то время как в администрации Обамы данный закон назвали "историческим", в Пакистане его утверждение вызвало громкий скандал. Военное руководство и оппозиция выразили опасение, что получение американской помощи, обставленное многочисленными условиями, повлечет за собой утрату национального суверенитета." Тем не менее Хиллари Клинтон активно "восстанавливала мосты", встречалась и с официальными лицами, и со студентами.
Но у Турции, как известно, исторически сложились свои особые отношения с Пакистаном, существование которых подтвердил в ходе недавнего визита в эту страну Реджеп Тайип Эрдоган.
Наконец, у Турции свое - и не менее традиционное - влияние в странах Центральной Азии, откуда проходит важнейшая "нитка" снабжения войск в Афганистане. Под давлением России уже была закрыта база в узбекском Ханабаде, в непонятном статусе оказался киргизский "Манас", но США явно не прочь восстановить прежний трафик, и тут роль Турции может оказаться неоценимой.
За обозначением "афганской темы" можно увидеть и признание со стороны США за Турцией статуса той самой "региональной сверхдержавы", чего уже долго добивались в Анкаре. Однако ключевым фактором для реализации новой "афганской стратегии" с участием Турции были и остаются отношения Анкары и Баку. Сегодня кризис в них преодолен, а споксмен МИД Турции Бурак Озугергин отрицает даже, что кризис вообще имел место, однако в США не могут не понимать, что стремление во что бы то ни стало "продвинуть диалог" с Арменией за счет Азербайджана может повлиять на позиции Турции в единственном государстве, представляющем не контролируемый ни Россией, ни Ираном путь в Центральную Азию. А тут уже "армянская тема" может и не оказаться для США приоритетной.