Демократия бывает только первой свежести
Автор: Вера ИЛЬИНА
05.04.2010, Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА
Обострение борьбы центральноазиатских режимов с оппозицией вызывает опасения у российских политиков. Лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин назвал такое поведение властей «прыжком на старые грабли», утверждая, что это - путь в никуда.
Критически рассматривают некоторые российские политики ситуацию в Центральной Азии. Внутренние методы борьбы правящих режимов с оппозицией видятся «повторением прежних ошибок», последствия которого, возможно, обернутся катастрофой, считает, например, лидер российской партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Как видятся известному оппозиционному политику из России политические процессы в странах Центральной Азии?
Взрывоопасная смесь
- Сергей Сергеевич, как вы оцениваете политические процессы в Центральной Азии?
- Ситуация в центральноазиатских государствах очень похожа на российскую. Это и сырьевой характер экономики, и низкий уровень жизни большинства населения, и авторитаризм власти, и коррупция, и неразвитость гражданского общества. Можем добавить сюда экстремизм, террористическую угрозу, наркоторговлю. Но основная проблема - это несвобода (иногда даже еще большая, чем в советские времена), постоянная угроза дестабилизации. В сочетании с возрастающим значением энергетических ресурсов, которыми обладают страны региона, получается взрывоопасная смесь.
- Выделяется ли чем-то на этом фоне Казахстан?
- Пожалуй, да: состоянием экономики, активностью власти на различных направлениях (в том числе, европейском) и региональными инициативами. Правда, о прогрессе здесь можно говорить разве что на региональном фоне. В остальном мы видим тот же комплекс проблем, что и в России: необходимость модернизации, диверсификации экономики, качественного повышения уровня жизни граждан. Для того, чтобы справляться с этими вызовами, нужно современное эффективное государство.
- Демократическое?
- Безусловно!
- А между тем оппозиционные движения в нашем регионе нынче переживают этап, похожий на «белорусский» многолетней давности. Оппозиционные СМИ преследуют, активистов сажают...
- Оппозиция в Центральной Азии не первый год существует в крайне непростых условиях. То, что происходит сейчас, например, в Киргизии, показывает: проблема демократического развития региона - не только и не столько в персоналиях, сколько в целом комплексе вопросов. Это, прежде всего, экономическая и социальная ситуация, качество элиты, традиции взаимоотношений государства и граждан, ментальность. Сменой одного человека на другого эти проблемы не решаются.
Говоря о событиях в Киргизии, я бы отметил еще один момент. Там не просто ужесточается борьба с оппозицией. Высшие чиновники прямо высказывают мысль об отказе от выборов как формы демократии. Имитация и профанация демократии - это крайне вредно для страны! Однако такие вот заявления - это вообще путь в никуда, прыжок на старые грабли.
В России тоже есть любители порассуждать об отличии истинного народовластия от европейской демократии. Однако в СССР у нас уже была особая демократия, куда как лучше западной. Закончилось это гибелью государства. Демократия как осетрина - бывает только первой свежести, а когда появляются разного рода прилагательные - «совещательная», «советская», «народная», «национальная» - ощутимо тянет тухлятиной.
- Могли бы вы, в контексте вышесказанного, сформулировать некую «общую повестку» для оппозиции стран СНГ?
- Оппозиции и в Центральной Азии, и в России нужно не просто бороться за смену власти - нужно предлагать альтернативу, что-то качественно иное, чем нынешний курс. Тогда будет шанс добиться изменения ситуации в стране.
Впрочем, не хотел бы выглядеть ментором и кого-либо учить. А оппозиционные движения на постсоветском пространстве, особенно в Центральной Азии, подчас работают в таких условиях, что само по себе объявление о своей принадлежности к оппозиции - уже Поступок.
Полигон для политических амбиций
- Как вы относитесь к созданию Таможенного союза? Ряд наблюдателей высказали, например, опасение о «возрождении СССР»...
- Реальная экономическая интеграция на постсоветском пространстве с учетом новых реалий и вызовов XXI века, конечно, была бы выгодной для всех. Но Таможенный союз сейчас больше похож не на инструмент взаимовыгодного и эффективного экономического сотрудничества, а на полигон политических амбиций. Политики пока что либо выясняют отношения между собой (как Путин и Лукашенко), либо используют эту структуру для демонстрации чего-то третьим странам. Вспомним, например, неожиданное решение российских властей о вступлении в рамках Таможенного союза в ВТО.
Что касается перспективы возрождения на постсоветском пространстве империи - это нереально. На бумаге все можно изложить гладко. Например, в британской «Таймс» в прошлом месяце появился прямо-таки подробный план того, как Москва прибирает к рукам Казахстан и Белоруссию. Однако в действительности элиты ныне независимых государств к такому согласию никогда не придут. Кому захочется превратиться из главы независимого государства в первого секретаря рескома партии? Поэтому у имперских амбиций перспективы нет.
- А какие проблемы на пути этой интеграции вы лично считаете основными?
- Проблемы те же, что стоят на пути внутренней модернизации и строительства современного государства. Некомпетентность, авторитаризм, неумеренные политические амбиции, низкое качество элит, традиционное превалирование политики над экономикой.
Реальной интеграция станет тогда, когда перестанет быть полигоном и заложницей политических игр. Тем более что объективно у постсоветских государств, как правило, несколько векторов возможной интеграции. Если бывшие соседи по СССР не предлагают ничего интересного и полезного, находится альтернатива. Чтобы СНГ был не просто термином, а действительно живым содружеством, надо работать, ставить конкретные цели и достигать их, а не только вздыхать о былом и строить маниловские планы.