CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

CA-NEWS : Как превратить ОДКБ в НАТО? Да никак, если учесть, что членов организации раздирают противоречия, - "Зеркало.az"

25 августа 2010

Как превратить ОДКБ в НАТО? Да никак, если учесть, что членов организации раздирают противоречия, - "Зеркало.az"

25 августа 2010, 12:09, CA-NEWS (KG)

CA-NEWS (KG) - 21 августа в столице Армении завершился двухдневный неформальный саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Руководители шести стран решили, что к декабрю 2010 года, когда в Москве состоится очередной саммит ОДКБ, в устав организации будут внесены изменения, с тем чтобы расширить полномочия ОДКБ ради большего влияния на кризисные ситуации в рамках стран-членов организации. Примером неэффективного взаимодействия были названы события в Киргизии, которые из-за внешнего бездействия привели к многочисленным человеческим жертвам.

Как превратить ОДКБ в НАТО? Да никак, если учесть, что членов организации раздирают противоречия ("Зеркало.az", Азербайджан) Э.Велиев 24/08/2010

Между семью членами ОДКБ куда больше противоречий, нежели твердой почвы для сотрудничества. Ислам Каримов уже дважды в этом году игнорирует неформальный саммит ОДКБ. Москва и Минск незадолго до саммита в очередной раз разругались. Белоруссия с явным недоверием относится к новым властям Киргизии. Отношения Душанбе и Москвы натянуты как никогда. Астана и Ташкент по-прежнему ревностно относятся друг к другу в плане лидерства в Центральной Азии. Между Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном существуют трения по водно-энергетическим вопросам.

Для того чтобы превратиться в полноценную альтернативу НАТО, организации необходимо достичь более высокого уровня внутренней однородности, преодолеть взаимное раздражение, которое то и дело возникает. Для этого должно быть единство позиций, которое в настоящий момент едва ли полностью достижимо. С другой стороны, позиция Кремля еще раз подтверждает, что для Москвы укрепление ОДКБ - "еще не устоявшейся организации, однако единственного военно-политического блока, в который входит Россия", - является приоритетом в политике на территории СНГ. Разумеется, ОДКБ для России сегодня имеет первостепенное значение. По замыслу Кремля эта организация должна явиться именно тем инструментом, который Россия может задействовать для переформатирования постсоветского пространства в ключе противостояния давлению со стороны США в пользу своих геополитических интересов. С этой точки зрения мотивы создания такой организации вполне понятны. Но непонятно другое, а именно: каким образом Москва собирается сохранить эту организацию, не дать ей развалиться? При том, что вся эта конструкция построена из участников, у которых нет единых целей и при этом совершенно разные задачи.

Как бы то ни было, но приходится констатировать, что те действия, которые Москва в последнее время предпринимает - по укреплению ОДКБ, по КСОР - являются подготовкой к следующему, "постамериканскому" этапу развития ситуации на постсоветском пространстве. Проблема заключается в том, что у Москвы на сегодня полностью отсутствует четкое представление о том, что будет происходить и что придется делать. Например, если с Украиной у России уже выработалась хоть какая-то форма диалога, хотя и не носящего цивилизованного характера, то как Москва будет строить отношения с Ташкентом, не вполне понятно.

С другой стороны, Кремль предполагал, что ОДКБ, а особенно недавно созданные Коллективные силы оперативного реагирования являются не только одним из инструментов сохранения политического влияния Москвы на правящие элиты Центральной Азии, но и своеобразной гарантией их самосохранения. Россия через возможности КСОР как раз и намерена была такую поддержку предоставить. Москве представлялось, что Центрально-Азиатскому региону эти самые силы быстрого развертывания необходимы как воздух. И поэтому в силу этих мнимых и неявных угроз российскому влиянию в регионе Москва продолжает гнуть свою линию по военной интеграции региона с Россией. Это происходит потому, что Россия сегодня не может предложить крупных инвестиционных проектов, а чтобы присутствовать в регионе, она вынуждена укреплять свои военно-политические позиции.

Сегодня Москва проводит активную пропагандистскую кампанию, призванную популяризировать идею ОДКБ и КСОР. Так, по утверждению ряда наблюдателей, одним из главных слоганов, взятых на вооружение, стали слова президента Медведева: "КСОР будет не хуже, чем НАТО". Эти слова выдают истинное предназначение кремлевской инициативы - поднять ОДКБ до уровня, который позволил бы организации претендовать на равноправное партнерство с НАТО. А это, в свою очередь, позволило бы ОДКБ под руководством Москвы взять на себя роль главного гаранта безопасности на всей территории региона, вытесняя оттуда военное присутствие США. Очевидно, что Россия использует ОДКБ, в частности, КСОР, в качестве инструмента для решения собственных геополитических целей в регионе. Несмотря на декларируемую причину создания КСОР как некоего противовеса НАТО, большинство экспертов единодушно утверждают, что создаваемая структура в составе ОДКБ может стать своего рода "дубинкой" для непослушных Кремлю соседних стран, в первую очередь Грузии и Азербайджана.

Эксперты указывают на несостоятельность аналогий ОДКБ с НАТО. По их мнению, союз суверенных стран предполагает правило принятия решений консенсусом, то есть наличие право вето. На этом праве базируется функционирование НАТО, чего нельзя сказать в отношении ОДКБ. Право вето позволяет малым странам уживаться и согласовывать интересы в одном союзе с крупными. Таким образом, Россия стремится придать международный статус своим возможным военно-политическим операциям на просторах СНГ.

Ведь по сути ОДКБ и КСОР призваны стать своеобразным "региональным полицейским", "жандармом" России, позволяющим контролировать процессы, а также обеспечить всевозможные поводы для интервенции в соседние страны.

ca-news.org

Предыдущая статьяCA-NEWS : Урожайность хлопка в Южном Казахстане будет снижена из-за дефицита поливной воды - Югводхоз
Следующая статьяTrend Capital: ООН признала "актуальность" инициативы Туркменистана по обеспечению глобальной энергетической безопасности