CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

zpress.kg

«Дело?»: Зачем Кыргызстану оружие от России? :: Zamandash press

1 октября 2010

«Дело?»: Зачем Кыргызстану оружие от России?

01.10.10 13:27, Zamandash press

В обмен на пребывание на территории Кыргызстана российских военных баз Бишкек просит у Москвы: оружия. Торг на эту тему состоялся и на прошедших недавно переговорах военачальников двух стран. Зачем же Кыргызстану столько оружия? На этот и другие вопросы редакции согласился ответить советник министра обороны КР полковник Мурат Бейшенов. Сам министр А. Кудайбердиев находился на военных учениях ШОС в Казахстане.

- Мурат Бейшенович, так зачем вам столько оружия? Кыргызстан, что, к войне готовится?

- Почему журналисты в наших сообщениях о соглашении с Россией обращают внимание только на поставки оружия? Давайте разберемся в самом соглашении. Подписано оно еще в 1995 году. Согласно этому документу, Россия платит за аренду баз 0,5 доллара за квадратный метр, общая сумма - порядка 4,5 миллиона долларов в год. В счет оплаты мы обучаем в России своих специалистов. Обучение стоит очень дорого, особенно по узким специальностям - связист, электронщик, инженер-сапёр:. В среднем на одного курсанта уходит по 500-600 долларов в месяц. В счет аренды Россия выдает нам и военное снаряжение. Журналисты говорят об оружии и боевой технике, но мы же не только технику берем. Россияне поставляют нам одежду, обувь, консервы:

- А почему сейчас Кыргызстану понадобилось больше оружия?

- Так ведь техника устаревает и изнашивается, а Кыргызстан своего вооружения не производит. К тому же в России идет сокращение вооруженных сил. Они делают упор не на численность, а на качество армии. Из-за этого у россиян накопилось много ненужного им вооружения. Естественно, что им выгодно поставить нам эту технику за счет аренды. Но и мы не будем брать все подряд, а только то, что требуют интересы защиты нашего государства. Допустим, нас интересуют вертолеты (и их ремонт в России), зенитные комплексы. А, например, тяжелые танки нам не нужны.

- Почему раньше эти вопросы не поднимались? Всех все устраивало?

- В свое время бывший министр обороны Калыев поставил перед Россией жесткие условия, требовал увеличения аренды до нескольких десятков миллионов долларов. Россия тогда отказалась от этого, и соглашение было заморожено. Заморозились и отношения двух ведомств. А в сентябре этого года в Москву на встречу с министром обороны России Анатолием Сердюковым поехала делегация во главе с новым министром обороны генерал-майором Абибиллой Кудайбердиевым. На этой встрече мы обговорили все вопросы, нашли точки соприкосновения. Вообще-то я думаю, что отношения стоит строить разумно. Все-таки с Россией нас связывает многолетняя дружба.

- Сколько всего оружия было поставлено в Кыргызстан за 19 лет? Что это за оружие? И где оно сейчас?

- Я не могу вам перечислить все это вооружение вплоть до каждой единицы оружия - это секретная информация. Могу только сказать, что за все время действия соглашения Россия в разных формах выплатила в качестве арендной платы 18 миллионов долларов. Но если мы скажем, что получили техники и оружия на такую большую сумму, то страны-соседи спать перестанут! Не стоит думать, что это очень много. Допустим, ремонт одного только вертолета обходится примерно в 1 миллион долларов. Два вертолета отремонтировали - считайте, половину аренды за год "закрыли".

- Сколько всего российских военных баз в Кыргызстане?

- Всего четыре военных объекта: военно-воздушная база в городе Канте, испытательный торпедный полигон в Караколе, узел связи в населенном пункте Чалдовар и автоматическая сейсмическая станция в городе Майлуу-Суу.

- И зачем России объединять их в одну базу?

- Объединение их в единую базу связано с проводимой в Российской Федерации военной реформой. Но это не означает, что военные объекты будут перенесены в одно место, они останутся на своих местах и продолжат выполнять прежние задачи. Изменится лишь командование ими. Оно станет единым, что значительно облегчит работу российских военных.

- Американцы за одну только авиабазу "Манас" платят 60 миллионов долларов в год, а Россия за четыре базы - 4,5 миллиона. Почему так мало по сравнению с американцами?

- Поэтому мы и поднимаем вопрос об увеличении арендной платы. Назвать сейчас точную сумму мы не можем - она только обсуждается. Ожидается, что состоится еще несколько встреч. Сравнивать американское и российское присутствие в Кыргызстане нельзя - это разные вещи. Америка платит, и за взлет, и за посадку каждого самолета, и за каждый квадратный метр арендуемых зданий, и за арендуемую территорию, и за то, что их база находится близко к Бишкеку, а расценки там совсем иные. Да и подписаны эти два соглашения в разное время. Мы же не можем рубить с плеча и ломать соглашение с Россией.

- Во время поездки вашей делегации в Москву российская сторона, как известно, вновь заговорила о создании учебного антитеррористического центра на юге Кыргызстана, построить который планировалось еще в 2009 году. Однако Кыргызстан отказался включать этот вопрос в новое соглашение. Почему?

- Во-первых, мы не отказывались. Этот вопрос обсуждался еще в 2009 году между президентами Медведевым и Бакиевым. Я считаю, что нам нужно закончить с главными вопросами - по срокам аренды, по оплате, а после уже рассматривать и вопрос об учебном центре. Мое личное мнение: учитывая обстановку в Оше, вопрос этот в 2010 году не стоит поднимать. Вы видели, какой резонанс вызвало предложение о присутствии полицейских ОБСЕ на юге Кыргызстана?! Не стоит сейчас накалять обстановку. Но и отказываться от создания центра мы не собираемся. Ведь это не военная база, а учебный центр по подготовке младших специалистов. И в первую очередь он нужен нам, а не России.

- А как обстоят дела с американским учебным центром в Баткенской области? Переговоры по его созданию ведутся?

- Проект американской учебной базы заморожен американским руководством ввиду сложной обстановки в Кыргызстане. Видимо, Америка ждет итогов наших парламентских и президентских выборов.

- Вы не знаете, почему и Россия, и США так хотят обзавестись учебными центрами на юге Кыргызстана?

- Средняя Азия всегда вызывала интерес у великих держав. Но учебные центры в первую очередь нужны, повторю, не России, не Америке, а нам. Мы учим офицеров в военных академиях России, а о подготовке младших специалистов и речи никогда не шло. Где мы можем подготовить саперов, связистов, механиков-водителей? У нас есть техника, а специалистов, чтобы её обслуживать, не хватает.

- Во время июньских беспорядков на юге Кыргызстана их участники разоружили воинскую часть, захватили бронетранспортер. Как такое могло случиться? Вы разбирались в этой ситуации?

- Вооруженные силы, вообще-то, не должны применяться в таких событиях. Армия предназначена не для разгона демонстраций, а для внешней безопасности. Во время июньских событий в Оше БТР обступила толпа. Командир принял решение не применять оружие против людей. Два-три военнослужащих не смогли отстоять бронемашину, и ее пришлось отдать. Другой случай: в Майлуу-Суу в военной части командир остался один - весь личный состав отправили в Ош. К командиру пришла толпа, среди которой были и руководители города Майлуу-Суу, и сотрудники спецслужб и прокуратуры. Они потребовали выдать им оружие. Командир принял решение отдать 15 автоматов. У него в части - склады с большим количеством оружия. Если бы он оказал сопротивление, разъяренная толпа завладела бы этими складами, и последствия были бы иными.

- Это что же у нас за военные части, что их любая толпа может захватить?

- М-да: По этим фактам возбуждено уголовное дело против командира части, он отстранен от службы. Вы говорите верно, в воинскую часть не должно быть свободного доступа. Все оружие, кстати, вернули обратно, оно сейчас проходит баллистическую экспертизу.

- Воинские части разоружают, на бойцов спецслужб заводятся уголовные дела, а солдаты погранвойск гибнут от "дедовщины": Готов ли Кыргызстан в такой ситуации отразить реальную террористическую угрозу?

- Воинские части не разоружают, это было один раз в Майлуу-Суу. Нельзя судить о ситуации по одной только части. Реальную террористическую угрозу, если кто-то попытается пересечь границы, мы сможем отразить. У нас есть авиация, есть специальные подразделения, способные дать отпор. Я думаю, что на сегодняшний день это возможно.

вопросы задавал Юрий КОПЫТИН,

газета «Дело?», 1 октября 2010 года

zpress.kg

Предыдущая статьяЭ. Рахмон и министр энергетики Ирана обсудили перспективы таджикско-иранского сотрудничества :: IRAN.RU
Следующая статьяЦентральная Азия стала ареной столкновения геополитических интересов супердержав, - спикер таджикского парламента » Avesta.Tj