Киргизская октябрьская «ноу революшн»
Выборы в Киргизии
Наш корреспондент Алексей Овчинников наблюдает за очередным торжеством демократии в Бишкеке
Алексей ОВЧИННИКОВ - 11.10.2010 // KP.RU
Драка в Бишкеке в ночь на понедельник все же случилась. Но причины ее были благородны - несколько гордых киргизов не поделили девушку. На глупости, вроде мордобоя ради политических убеждений, который предсказывали многие киргизские политики, никто не решился. По крайней мере, пока:
: С раннего утра в Бишкеке только и разговоров, что о прошедших парламентских выборах. На улицах тихо и спокойно.
- Кто победил-то? - интересуется у милиционера, сидящего перед телевизором, горничная, толкающая впереди себя ворох грязного белья.
- Сам не пойму, - смотрит на столбики цифр страж, - вроде все, кто хотел: А вроде и никто:
Примерно такое же ощущение от выборов сегодня испытывают все мало-мальски вовлеченные в киргизскую политику. Полной неожиданностью для Киргизии стало то, что она в кои-то веки провела честные выборы. Это признали как оппозиционеры, так и международные наблюдатели. Но что теперь делать с этим счастьем, не знает, похоже никто. Представители всех партий, как прошедших в парламент, так и нет, пока весьма осторожны в высказываниях и комментариях. Пока, потому что окончательные итоги еще не подведены. Хотя примерный расклад сил в новом парламенте ясен уже сейчас: всего в депутаты пробились представители пяти партий. По состоянию на 14 часов понедельника (обработано 94,5% бюллетеней), лидирует «Ата-Журт», набитый бакиевскими чиновниками и по большей части поддерживаемый югом страны. У них 8,64% (около 30 депутатских кресел). На второе место вырвалась насквозь проправительственная «Социал-демократическая партия Кыргызстана» (СДПК) - 8,09. Третьи - «Ар-Намыс» Феликса Кулова, который позиционировал партию, как настроенную на добрососедские отношения с Россией (7,41% голосов). Затем «Республика», возглавляемая бывшим бакиевским первым вице-премьером Омурбеком Бабановым (7,11%), до сих пор поддерживающим хорошие отношения с сыном беглого президента Максимом, и Борисом Березовским до кучи. Кстати, не исключено, что именно благодаря дружбе Бабанова с БАБ, Максим Бакиев и осел в итоге в Лондоне. Замыкает пятерку лидеров «Ата-Мекен» (5,8%) - чисто американский проект, полностью находящийся на содержании госдепа США. Хотя на выборы «атамекеновцы» шли с заявлениями о дружбе с Россией, что, впрочем, понятно: раскрой они прилюдно своих финансовых благодетелей, и мест в парламенте им не видать:
Уже сейчас видно, что будущий парламент будет состоять из пяти примерно равных, но разных блоков. Большинство, необходимое для выдвижения своего премьера, не сформирует никто. Придется создавать коалицию, но с кем? Чтобы получить это желанное большинство, нужно привлечь на свою сторону как минимум 2 парламентских фракции. Но весь киргизский политический анекдот состоит в том, что один союзник есть у каждой партии, а вот двух нет ни у кого: Получается, от всей этой демократии вновь выиграла одна лишь Роза Отунбаева, рулящая этой несчастной страной: если согласия меж враждебными друг другу парламентариями не случится, именно она поставит премьером своего человека. Который, естественно, не устроит многих. И по новому кругу: президент сам по себе, грызущийся парламент сам по себе, милиция, суды тоже заживут отдельной жизнью, а где-то поодаль от всего этого - киргизский народ, также независимый от государства. Печальную совокупность всего этого бардака Киргизия уже проходила:.
:У бетонного столба, стоящего в сквере напротив Жогорку Кенеш (местного парламента) международные наблюдатели, вылезшие из Центризбиркома побродить по Бишкеку, рассматривают медные ордена, которыми когда-то была награждена Киргизская ССР. - А это орден «Октябрьской революции», - поясняет иноземцам переводчица. Лица наблюдателей меняются на недоуменные. Находясь в вечно недовольной Киргизии, они самостоятельно сложили два слова: «октябрь», стоящий на дворе, и «революция». - Ноу революшн, ноу! - испуганно пробормотал один из них. А затем подошел к дружинникам, наводнившим сквер.
- Будет новая революция? - поинтересовался через переводчика он.
- А хер его знает что будет, - злобно ответили те. - Но пока ничего хорошего - это точно: