CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Состоится ли «Nabucco-2»? :: Казахстан. Деловая Неделя.

16 октября 2010

Состоится ли «Nabucco-2»?

15 октября 2010г. ? 39 (917), Деловая Неделя, Казахстан

Юрий Сигов, Вашингтон

Если не удастся проложить трубы под дном Каспия, то газ может транспортироваться через море специально сконструированными для этого судами

Пока европейские страны продолжают убеждать Азербайджан и Туркменистан в том, что «ничего на свете лучше «Nabucco» нет», Соединенные Штаты предлагают свой вариант решения многострадальной проблемы доставки центральноазиатских энергоресурсов на рынки «Старого континента».

Заменить уязвимый трубопровод танкерами, конечно, хорошо, тем более что на Каспии сомалийских пиратов нет, но, с другой стороны, сам проект «Nabucco» уже стал синонимом несбыточных намерений

И хотя это, как и многие другие предложения по диверсификации Каспийской энергетики, остается больше благим пожеланием, нежели реальная способность решить проблему, сам факт выдвижения вариантов «реанимации» проекта «Nabucco» говорит о том, что идея эта еще окончательно не похоронена и вполне возможно, вновь получит в самом ближайшем будущем свежий импульс. Последние заявления, прозвучавшие со стороны официальных лиц как Азербайджана, так и Туркменистана свидетельствуют о том, что при всей своей теоретической заинтересованности «Nabucco» они не станут бесконечно ждать, пока этот проект, наконец-таки, стартует, а попытаются совместно с Соединенными Штатами и другими заинтересованными сторонами найти новые и более эффективные формы его осуществления.

Азербайджан будет выходить на мировые газовые рынки как самостоятельно, так и в кооперации с Казахстаном

Дискуссии о том, стоит ли бесконечно долго дожидаться от Евросоюза начала осуществления проекта «Nabucco», возобновились в начале октября, когда как азербайджанские, так и американские официальные представители предложили новые варианты осушествления проекта по доставке в Европу центральноазиатских и каспийских газовых ресурсов. Подлил масла в огонь и бывший премьер Чешской республики Тополанек. Выступая в Астане на евразийском энергофоруме «Казэнерджи», он посетовал на то, что европейцы все никак не найдут общего языка по «Nabucco» и тем самым просто гробят проект на корню.

Со своей стороны Азербайджан устами руководителя госкомпании СОКАР Р. Абдуллаева подтвердил, что Баку будет и дальше стремиться к максимальной диверсификации своих газовых поставок на мировые рынки, добыв в 2009 году 28 млрд. кубометров природного газа. В течение ближайших десяти лет добыча газа в республике может быть доведена до 55 млрд. кубометров. Однако целый ряд проблем, мешающих Азербайджану расширять свой газовый экспорт, в частности отношения с Турцией и Туркменистаном, заставляют Баку активнее кооперироваться в этом вопросе как с Соединенными Штатами, так и с Казахстаном.

Так, с Турцией Азербайджану до сих пор не удается достичь соглашения о приемлемых для обеих сторон тарифах. А с Туркменистаном до сих пор не решены проблемы с двумя крупными месторождениями на Каспии, на каждое из которых претендуют и Баку, и Ашхабад. Зато есть определенные подвижки (по крайней мере с точки зрения поисков вариантов решения вопроса) в плане прокладки новых газовых маршрутов на Каспии при поддержке Соединенных Штатов.

Согласно американскому плану, получившем название «Nabucco-2», азербайджанский газ будет поступать через Грузию к портам на Черном море (в том числе Кулеви, который фактически полностью выкуплен азербайджанской компанией СОКАР). Оттуда будет проложен газопровод под дном Черного моря к портам Румынии, откуда уже газ пойдет на остальные европейские страны. Тем самым из «газовой игры» выводятся Россия и Турция, а Азербайджан получит прямой выход на европейские рынки и без «Nabucco», который еще неизвестно когда стартует и будет ли вообще проложен в обозримой перспективе. Однако здесь есть определенные сложности как с нынешним состоянием отношений между Азербайджаном и Россией (они заметно улучшились и укрепились как раз в области сотрудничества по газу), так и с общей потребностью в газе стран Европы на ближайшие 15-20 лет как минимум.

Дело в том, что, по мнению ведущих европейских аналитиков, на обозримую перспективу именно Россия будет оставаться главным снабженцем Европы природным газом. Общий дефицит газа в Европе ожидается в пределах 70-80 млрд. кубометров, но уже сегодня все больше говорится о расширении добычи сланцевого газа, а также расширении поставок сжиженного газа из Персидского залива на европейские рынки.

Правительство Азербайджана со своей стороны дало понять, что примерно половину добычи газа с месторождения Шах-Дениз (а это около 8 млрд. кубометров) планируется использовать для будущего проекта «Набукко», и если такой маршрут будет проложен несколько по - иному, чем намечалось ранее, то Баку особо возражать не станет.

Не будем забывать и о том, что правительство Ирака также поддерживает идею с «Nabucco». И если даже в проекте не примет участия Туркменистан, иракская сторона готова выделить под этот машрут в Европу 15 млрд. кубометров газа ежегодно. Правда, не очень понятно, каким образом подобные поставки будут осушествляться, поскольку никто после ухода американских войск не гарантирует Ираку политической стабильности. Да и север Ирака - автономная провинция Курдистан - может вполне проводить полностью независимую от Багдада энергетическую политику, в том числе - и в плане поставок природного газа на европейские рынки. Теоретически важно и то, что проект «Nabucco» по-прежнему пользуется поддержкой Евросоюза (пусть и чисто словесной), а, соответственно, те, кто рассматривает именно европейские рынки в качестве варианта сбыта своих энергетических ресурсов, вынуждены будут держать этот маршрут в уме до тех пор, пока с «Набукко» не наступит какой-то конкретной ясности.

Ашхабад понимает «Nabucco» по-своему

Немалую полемику вызвало и выступление на сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке туркменского президента Бердымухамедова, который вновь поддержал проект «Nabucco» и предложил совместными усилиями всем заинтересованным сторонам думать над прокладкой новых маршрутов в Европу альтернативно существующим маршрутам, идущим туда из России.

Это предложение очень заинтересовало американцев, и руководство компании «Шеврон» уже предложило Туркменистану все услуги по разведке, добыче, прокладке новых трубопроводов и других работах, необходимых для прокладки новых газовых машрутов на Каспии. К тому же туркменская сторона выразила заинтересованность продвигать идею, выдвинутую энергетической комиссией Евросоюза по прокладке газопровода между Туркменистаном и Азербайджаном без делимитации Каспийского моря. Теоретически эта труба могла бы быть подключенной к будущему проекту «Nabucco», а газ туда мог бы пойти из восточных районов страны по внутритуркменскому газопроводу.

Между тем активность туркменской стороны по-прежнему будет упираться в нерешенность территориальных проблем с Азербайджаном, а также сопротивлением проекту «Nabucco» как со стороны России, так и Ирана. И если в сторону Ирана туркменская сторона постепенно наращивает поставки своего газа, то с Россией падение туркменского экспорта за последние полтора года было весьма существенным.

Помимо этого, даже если туркменско-азербайджанская труба и будет проложена без делимитации водной поверхности Каспийского моря, Баку не столь выгодно с финансовой точки зрения способствовать транзиту туркменского газа в Европу, который на деле будет тем самым конкурировать с газовым экспортом самого Азербайджана.

Не особо заинтересован в осуществлении проекта «Nabucco» и Китай, который планирует довести газовый экспорт из Туркменистана до 30 млрд. кубометров в год. Пока китайцам особо беспокоиться не о чем, но любая «бурная деятельность», связанная с диверсификацией Туркменистаном своего газового экспорта, может помешать планам Китая именно за счет туркменского газа обеспечивать энергетические потребности своих западных районов.

Не отказывается Туркменистан и от своего афганского газового направления. Хотя никакой политической стабильностью в Афганистане и не пахнет, а любой проект, завязанный на этой стране, пока заведомо будет выглядеть утопичным, Ашхабад все-таки лоббирует вариант прокладки трубы из Туркменистана в сторону Пакистана и Индии и пытается привлечь к этому проекту заинтересованных в нем инвесторов.

По последним данным, энергетические возможности Туркменистана оцениваются более чем в 45 млрд. тонн нефтяного эквивалента, из которых на природный газ приходится 24, 6 трлн. кубометров. Общий же экспорт природного газа Туркменистан намерен довести до 180 млрд. кубометров в год, что теоретически вроде бы должно хватить и на Китай, и на Иран, и на Россию с «европейским «Набукко».

Газ можно транспортировать с Каспия и в сжиженном виде. Но нужен ли будет этот газ в таком количестве Европе?

И, наконец, два самых важных момента, которые по какой-то малопонятной причине практически не учитываются, когда идет обсуждение не только будущего «Nabucco», но и в целом энергетического снабжения «Старого континента», в том числе - ресурсами Каспия и стран Центральной Азии.

Прежде всего, все активнее обсуждается идея сооружения портов-терминалов для поставки центральноазиатского газа специальными газовозами через Каспий и Черное море. Для этого планируется построить подобные терминалы в Казахстане и Азербайджане, а также Грузии, Румынии и Болгарии. Есть варианты, при которых такой же проект мог бы быть осуществим в Туркменистане, но его рассматривают на данном этапе как некий запасной вариант.

С точки зрения расходов на инвестиции такая затея крайне дорогостояща, но как альтернатива прокладке под дном того же Каспия или Черного моря магистральных трубопроводов проект с сжиженным газом вполне жизнеспособен. Вопрос только в том, кто на него даст все тех же немалых денег (что и на «Nabucco») и как долго придется создавать для всего подобного газового экспорта необходимую инфраструктуру.

Казахстанская сторона подобную идею поддержала, как, впрочем, и Азербайджан. Тем более что в этой ситуации отпадет какая-либо необходимость делимитировать водную поверхность каспиийского моря, как и можно будет тем самым избежать вмешательства в подобные проекты со стороны России и Ирана, которые тем самым будут фактически выведены из «каспийской газовой игры». Но здесь на поветске дня возникает самый важный вопрос, без которого все газовые инвестиции и проектирование самых разнообразных маршрутов не имеет никакого смысла. Речь идет о реальных потребностях Европы в природном газе и о том, кто конкретно и в каком виде будет эти потребности удовлетворять в ближайшие 15-20 лет.

Так вот далеко еще не факт, что все то количество природного газа, которое намереваются направить на европейские рынки центральноазиатские страны и Азербайджан, там понадобится. Да и та стоимость поставок, которая рассчитывается сегодня, может оказаться финансово абсолютно невыгодной к моменту, когда такие поставки в Европу из района Каспия могут начаться. Речь идет и о растущем экспорте в Европу газа из Алжира, Египта и Катара (в сжиженном виде) и о возможности разработки сланцевых газовых месторождений на территории тех же Германии и Польши, и снижении цен на газ у российского поставщика «Газпрома», которому просто невыгодно будет закупать природный газ по высоким ценам, как он это делает сейчас больше по политическим мотивам, чем по экономическим у Туркменистана.

Все проекты, которые намечается разрабатывать в зоне того же Каспия (включая «Nabucco»), требуют огромных инвестиций, и нет никаких гарантий того, что деньги на подобные проекты будут выделены. По крайней мере судьба «Nabucco» уже должна была бы убедить страны той же Центральной Азии и Азербайджан в том, что без гарантированных миллиардов долларов и евро все даже самые благие планы Евросоюза останутся лишь пустыми словами и ничего не стоящими обещаниями.

Поэтому даже при условии, что Соединенные Штаты и предлагают вдохнуть «новую жизнь» в проект «Nabucco», а сами страны Каспия не прочь всячески подтолкнуть и Европу, и Америку к осуществлению новых энергетических проектов в регионе, пока не будет четкой и определенной картины с реальными, а не мнимыми потребностями Европы в газе, и не будут получены опять-таки подтвержденные серьезными решениями финансовые гарантии, и «Nabucco», и его многочисленные клоны так и останутся лишь ритуальным сотрясанием воздуха.

dn.kz

Предыдущая статьяС.Чериков: Чем породило, тем и убило? Горький вкус кыргызского парламентаризма
Следующая статьяОчередной электроэнергетический совет СНГ пройдет в Казахстане в мае 2011 г.