Силовые структуры
11.01.2011 , Гундогар
«Чакылык» (туркм. - приглашение)
Гельдымурад Ходжаев
Новым послом Туркменистана в Азербайджане стал кадровый сотрудник МНБ
Такие назначения - результат тщательно спланированной операции, разработанной руководством МНБ и направленной на усиление контроля спецслужб за проходящими в экономической и социальной жизни Туркменистана процессами.
5 января азербайджанское информационное агентство «Азери-пресс» (АПА) сообщило, что в Баку прибыл новый посол Туркменистана Тойли Комеков. Как сообщает АПА, после вручения верительных грамот президенту Ильхаму Алиеву, Комеков официально приступит к исполнению своих обязанностей.
23 декабря 2010 года указом президента Туркменистана Курбанкули Бердымухаммедова Тойли Комеков был назначен послом в Азербайджане. До этого он занимал пост председателя Государственного предприятия по вопросам Каспийского моря и представлял страну на международных встречах по вопросам правового статуса и безопасности Каспия. По роду своей деятельности Комеков неоднократно совершал визиты в Баку.
На первый взгляд, сообщение о назнчении нового посла - из разряда обычных кадровых перестановок. Однако, учитывая личность нового главы дипломатического представительства Туркменистана в Азербайджанской Республике, стоит более подробно остановится на этой информации.
Фигура Тойли Комекова довольно хорошо известна зарубежным спецслужбам, поскольку он является кадровым сотрудником Министерства национальной безопасности (МНБ) Туркменистана. Не секрет, что сотрудники органов госбезопасности часто получают наначения в аппарат загранучреждений. Обычно для этого выбирают кандидатов из числа сотрудников, занимающихся непосредственно разведывательной и контрразведовательной деятельностью. Но ни той, ни другой специфической работой новоявленный посол никогда не занимался. Однако известностью у своих зарубежных «коллег» Тойли Комеков всё-таки пользуется.
По информации иностранных «компетентных органов», «дипломат» Комеков, в кругу своих коллег именуемый «Берией» (видимо, имеется в виду не только некое внешнее сходство с Лаврентием Павловичем, но и его способность добиваться своих целей любыми путями), несмотря на свой возраст, довольно-таки быстро начал продвижение по служебной лестнице. Будучи сотрудником экономического департамента МНБ Туркменистана, в 2006 году указом президента Сапармурада Ниязова Комеков был назначен председателем Государственного комитета рыбного хозяйства Туркменистана. Туркменбаши, как впрочем и новый президент Туркменистана, довольно часто назначал на государственные посты сотрудников МНБ. В 2009 году Курбанкули Бердымухаммедов назначил Комекова заместителем министра иностранных дел и руководителем Государственного предприятия Туркменистана по вопросам Каспия.
По сложившемуся в кругах зарубежных дипломатов мнению, такие назначения - результат тщательно спланированной операции, разработанной руководством МНБ и направленной на усиление контроля спецслужб за проходящими в экономической и социальной жизни Туркменистана процессами. Поэтому время от времени президенту «подбрасывают» соответствующие кандидатуры, сопровождая их «достоверной» информацией о тех или иных «угрозах» или ожидаемых «преступлениях», в первую очередь, в стратегических отраслях туркменской экономики.
Тойли Комеков оказался одним из тех, кто в конце 2005-начале 2006 г.г. имел самое непосредственной отношение к карательным мерам, предпринятым в отношении руководства топливно-энергетического комплекса Туркменистана, в результате которых были арестованы и приговорены к длительным срокам лишения свободы практически все руководители ТЭК во главе с вице-премьером Гуйчназаром Тачназаровым.
Не вызывает сомнений, что тогдашнему руководителю МНБ во Гельдымухаммеду Аширмухаммедову, заручившемуся поддержкой бывшего шефа президентской охраны Акмурада Реджепова, удалось убедить Ниязова в проведении этой «операции». Многие сотрудники, принимавшие в ней самое активное участие, получили затем высокие посты в правительстве Туркменистана. Это тоже входило в стратегические планы МНБ: через доступ к управлению важными сферами экономики влиять на направление финансовых потоков.
Эта система, призванная контролировать ситуацию в стране, как хорошо отлаженный механизм, прдолжает исправно работать и служить интересам «конторы» и при новом министре - Чарымураде Аманове. Под различными предлогами расширяются ее и без того многочисленные штаты, из числа сотрудников МНБ формируется аппарат службы безопасности президента Туркменистана. Система продолжает успешно функционировать. И, по всей видимости, будет жизнеспособна ещё долгое время.
Специально для «Гундогара»