Коридор ведет к Казахстану
28 фев 2011, 19:47, Expert.ru
«Эксперт Казахстан» ?8 (299)
Новый коридор Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Катар может открыть для Казахстана хорошие перспективы диверсификации маршрутов экспорта
В середине февраля представителями транспортных ведомств Узбекистана, Ирана, Туркменистана, Омана и Катара был подписан проект пятистороннего соглашения о создании нового международного транспортного коридора Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Катар. Напомним, идея связать страны Персидского залива и Центральной Азии транспортной артерией была озвучена узбекским лидером Исламом Каримовым в октябре прошлого года.
Поначалу в числе участников проекта не было Катара. Однако президент Узбекистана убедил катарского шейха Хамада бин Халифа Аль Сани присоединиться к проекту. Пока шейх думал, в декабре 2010 года в Омане министры иностранных дел и транспорта Ирана, Омана, Узбекистана и Туркменистана сделали четырехстороннее заявление о намерении создать коридор.
Странам Центральной Азии коридоры жизненно необходимы. Все они, кроме Туркменистана, не имеют выхода к морю. Вместе с тем Иран является главным транзитным транспортным путем в страны Ближнего Востока, через Турцию - в Европу, а также - в Пакистан, Индию, страны Юго-Восточной Азии.
Согласно ташкентским договоренностям проект соглашения будет представлен на подпись министрам стран-учредителей коридора уже в апреле текущего года.
Наряду с уже строящейся железной дорогой Узень-Горган новый коридор может стать неплохим дополнительным маршрутом выхода казахстанских товаров и сырья на мировые рынки.
Лучше больше, чем меньше
Хронические проблемы с пропускной способностью железной дороги через Ташкент вынудили Казахстан искать альтернативу. В мае 2007 года казахстанский и туркменский президенты подписали договор о строительстве железной дороги Узень-Гызылгая-Этрек-Горган. Заметим, железная дорога Узень-Горган даст выход на рынки, на которые выходит коридор Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Катар.
Экспортный потенциал Казахстана, без сомнения, вырастет. Так, по данным Агентства по статистике, Казахстан по существующим транспортным коридорам может экспортировать в Иран до двух миллионов тонн зерна. К примеру, в 2009 году Казахстан экспортировал в Иран около миллиона тонн, с января по март 2010-го - примерно 200 тыс. тонн. Железная дорога Узень-Горган позволит Казахстану увеличить транзитный и экспортный потенциал зерна до трех миллионов тонн.
Проект планируется завершить к 2012 году. В первый год эксплуатации железнодорожной ветки объемы грузоперевозок составят около 4,5 млрд тонн, к 2025-му этот показатель планируется увеличить в 3,5 раза. Кстати, ближе к сроку окончания строительства железной дороги Узень-Горган может начаться активная фаза строительства коридора Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Катар.
Все вышеуказанные цифры вырастут еще существеннее, если Казахстан получит доступ к новому коридору. Как уверяет независимый узбекский экономист Виктор Ивонин, у Узбекистана «нет массового товара для перевозок по этому направлению». Значит, считает он, Ташкент рассматривает его в основном как транзитный коридор для казахстанских и российских товаров.
Содействовать идее
По мнению эксперта Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Дмитрия Верхотурова, эти два проекта не конкурирующие, а дополняющие друг друга, «поскольку Узень-Горган может взять дополнительные грузы на себя».
По его мнению, Узбекистан по пропускной способности железных дорог своего рода бутылочное горлышко и не может в своем нынешнем виде обслуживать потребности грузоперевозок в направлении Таджикистана и Афганистана.
Независимый узбекский эксперт Абдурахмон Ташанов считает, что выгоды от участия в данном проекте для Казахстана очевидны. Причем настолько, что никакие подводные течения в узбекско-казахстанских отношениях не могут стать преградой для осуществления проекта. «В первую очередь Казахстан получит хороший маршрут для экспорта энергоносителей к морским портам», - уточняет г-н Ташанов.
Вопрос находится в плоскости максимального расширения «бутылочного горлышка». Узбекский лидер делает все от него зависящее, чтобы грузопотоки из Китая, России и Казахстана шли через узбекскую территорию.
«Этот проект дает разнообразные возможности, связанные, например, с транзитом грузов из России и Китая в Иран и далее в страны Персидского залива, а также в обратном направлении. Большой импульс к развитию получат юго-восточные районы Казахстана, в первую очередь Алматы», - считает г-н Верхотуров.
Сегодня Казахстан не имеет возможности непосредственно участвовать в проекте. Он занял более трех миллиардов долларов у международных финансовых институтов, чтобы начать строительство автомобильного коридора Западная Европа - Западный Китай. Большие ресурсы задействованы и на строительстве участка железной дороги Узень-госграница Туркменистана.
Поэтому в нынешних условиях руководство Казахстана может оказать проекту лишь моральную поддержку. Зайти в проект как шестая сторона или расширить его до «восьмерки» с привлечением Китая и России будет довольно сложно.
Как заметил г-н Ташанов, Казахстану, стремящемуся сблизиться с Западом, нужно будет учитывать мнение США и ЕС, которые с подозрением относятся к сотрудничеству с авторитарными режимами и особенно с Ираном.
Г-н Ивонин призывает все стороны придерживаться элементарной логики. Таджикистан не сможет обеспечить плотный грузопоток, считает он, и об этом знают все.
«При этом железная дорога из Узбекистана в Туркменистан, а оттуда - в Иран существует давно. Главная проблема - непродуманная организация движения по дороге, в силу чего грузы стоят на путях месяцами. Все дело в политике, в таможенных пошлинах и организации логистического коридора, обеспечивающего беспрепятственный пропуск и координацию прохождения грузов. Строить ничего не надо. Нужно договориться и организовать работу. Определиться с тарифами, пошлинами и таможенным досмотром. Рельсы по всему пути давно проложены, только по ним неправильно ездят», - резюмирует эксперт.