США и Таджикистан поспорили о свободе религии в Вене
Avesta.Tj | 05.03.2011
Глава миссии США при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Иэн Келли раскритиковал Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан по вопросам соблюдения свободы вероисповедания в этих центрально-азиатских странах.
«Наиболее вопиющие нарушения свободы вероисповедания имеют место в странах с авторитарными правительствами, которые стремятся подчинить себе все виды религиозной мысли и самовыражения в рамках общего стремления взять под контроль все аспекты политической и гражданской жизни», - заявил он, выступая на заседании постоянного совета ОБСЕ в Вене 3 марта. Текст его выступления распространен посольством США в Душанбе.
По словам дипломата, «некоторые правительства ссылаются на свою заботу о политической безопасности в качестве основания для подавления мирного отправления религиозных обрядов». «Мы наблюдаем это в ряде стран ОБСЕ, в первую очередь, в Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане», - сказал он.
Келли отметил, что вынесенный в Таджикистане на всенародное обсуждение законопроект «об ответственности родителей» предполагает ввести запрет всем лицам в возрасте до 18 лет состоять в религиозных общинах. «Мы призываем правительство Таджикистана отменить это положение, которое означало бы серьезное нарушение свободы вероисповедания. Мы с тревогой отмечаем, что в Таджикистане уже де-факто принят запрет на посещение женщинами мечетей», - добавил Келли.
В свою очередь, посол Таджикистана при ОБСЕ Нуриддин Шамсов, заявил, что «Таджикистан характеризуется высоким уровнем толерантности, религиозного сосуществования и климатом религиозной гармонии, которая царит в обществе». Текст его выступления вывешен на сайте посольства Таджикистана в Вене.
По словам таджикского дипломата, в законодательстве республики закреплено право на свободу вероисповедания. Он сообщил, что в стране функционируют свыше 3500 мечетей и 84 немусульманских религиозных организаций.
Шамсов отметил, что религия отделена от государства, государства не вмешивается в деятельность религиозных объединений, за исключением случаев, предусмотренных законом. Он подтвердил приверженность Таджикистана к соблюдению взятых международных обязательств в области прав человека и свобод.
«Однако мы подчеркиваем, что вопросы прав человека должны быть рассмотрены в соответствии с ростом насильственного экстремизма, радикализма, терроризма, транснациональной угрозы», - сказал Шамсов.
Он напомнил, что решением Верховного суда Таджикистана на территории республики запрещена деятельность 12 экстремистских движений и организаций, таких как «Аль-Каида», «Талибан», «Братья-мусульмане», «Джамаат таблиг» и другие.
«Вопросы прав человека, в частности, совести и свободы религии остаются в повестке дня открытого и конструктивного диалога между правительством Таджикистана, ОБСЕ и ее государствами-участниками», - добавил таджикистанский дипломат.