Танцуют все!
06.04.2011, gundogar.org
Нургозель Байрамова
Первый бал Курбанкули Бердымухаммедова
Венский бал имеет свои правила и свой дресс-код - для женщин это вечернее платье в пол, как правило декольте, а также корона, для мужчин - фрак, смокинг или парадная военная форма.
Признаться по правде, сообщение о том, что в сентябре в Ашхабаде пройдет первый Венский бал, несколько обескуражило. Не то, чтобы я подвергала сомнению целесообразность проведения подобного мероприятия в туркменской столице. В конце концов, в стране уже ставятся оперные спектакли, выступают классические и даже рок-музыканты, проходят кинофестивали, выставки, а конкурсы красоты проводятся не только среди девушек, но и среди ахалтекинских скакунов.
Как говорится, почувствуй разницу: пресловутый туркменский менталитет, те самые набившие оскомину «национальные черты, исконно присущие туркменскому народу», о сохранении которых так пекутся власти, объясняют если не все, то очень многое в нашей повседневной жизни. Почему, например, после 8 часов вечера студенты не могут покидать общежитие, а на территории вуза молодые люди не могут ходить парами - девушка и парень. Почему не только студентки, но и преподаватели, и сотрудницы госучреждений и академических институтов вынуждены соблюдать национальный дресс-код, покрывать голову платком или тюбетейкой и париться в длинных бархатных платьях, за чистотой и свежестью которых так сложно следить.
А теперь давайте представим: Венский бал, традиции которого насчитывают более сотни лет, также имеет свои правила и свой дресс-код - для женщин это вечернее платье в пол, как правило декольте, букетик цветов в классическом австрийском стиле «бидермайер», а также корона, для мужчин - фрак, смокинг или парадная военная форма.
Принято, что на Венский бал обычно собирается местная элита: представители аристократии, известные люди - политики, общественные деятели, деятели культуры и искусства. Аристократии у нас нет, с ней было покончено еще в начале прошлого века. Правда, с большой натяжкой за аристократию могут сойти обряженные в национальные халаты и белоснежные тельпеки дежурные «почетные старейшины». Что касается следующей категории, то с ней проблем не будет. Любое мероприятие в Туркменистане, будь то открытие нового продуктового рынка или новой пограничной заставы, посещается одним и тем же составом гостей. Это руководители Меджлиса (парламента), заместители председателя Кабинета министров, руководители министерств и ведомств, военных и правоохранительных органов, руководители местной администрации, общественных организаций, входящих в Общенациональное движение «Галкыныш», представители местных СМИ. Не верите? Возьмите любое сообщение Государственного информационного агентства Туркменистана - ТДХ и убедитесь сами.
Для соответствующего антуража «политическая элита» будет жиденько разбавлена представителями дипкорпуса, а также «людьми искусства» - двумя-тремя артистами, парой художников, кое-кем из местных модельеров. Их тщательно отберут и проверят на политическую благонадежность под личным контролем вице-премьера Майсы Язмухаммедовой и представителей Комитета национальной безопасности.
Венский бал принято открывать полонезом. Это торжественное шествие полутора-двух сотен пар молодых людей, которые затем исполняют вальс. Главный критерий - умение танцевать, а отнюдь не родственные связи и лояльность властям. Причем в вальсе (а именно он является королем бала) надо исполнять как правосторонний, так и левосторонний поворот. Танцоров отбирает специальный Бальный комитет. В нашем случае его состав также нетрудно себе представить. (Например, в Казахстане Бальный комитет возглавляет председатель Комитета национальной безопасности!)
После исполнения так называемой «обязательной программы», в которую обычно входит знаменитый на весь мир вальс Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», распорядитель бала - танцмейстер объявляет: «Alles Walzer!» - «Вальсируют все!». Это означает, что на танцпол могут выйти все гости Бала и продемонстрировать свое умение, сначала исполнив вальс, а затем и другие танцы: польку, галоп, фокстрот, румбу, ча-ча-ча, самбу или сальсу. Бал длится всю ночь, гости дегустируют блюда, приготовленные поварами лучших ресторанов, пьют шампанское, ведут светские беседы, наслаждаются прекрасной музыкой и пением знаменитых оперных исполнителей.
Конечно, если прикажут, мы наденем вечерние платья декольте, напялим вместо надоевших платков и тахья корону и выучимся «левому» вальсу. Мы даже допускаем, что наши мужчины втиснут свои избалованные пловом животы во фраки и смокинги, с тоской взирая на подносы с крошечными канапе и бокалами, лишь слегка орошенными дорогим шампанским. Насчет дресс-кода президент может даже издать специальное постановление. Помните, как в старом фильме про Петра I дочери уговаривают мамашу попробовать кофе: «Пейте, муттер, государь приказал!»? Если наш «государь» прикажет, мы еще и не на такие жертвы пойдем.
Если же и это не поможет, придется нашему президенту, следуя старому армейскому лозунгу «Делай, как я!», неуклюже подхватив фалды впервые надетого фрака, заключить в объятия спикера Меджлиса в бальном платье и понестись с ней в вихре венского вальса:
К неожиданным поступкам сильных мира сего современное общество уже начинает привыкать, считая их проявлением известного тезиса «ничто человеческое не чуждо». Мы уже не удивляемся, когда видим по ТВ, как президент России мирно беседует с участниками достаточно скандального шоу «Сomedy Club», а премьер-министр, аккомпанируя себе на рояле, барабанит по клавишам двумя пальцами и проникновенно поет: «С чего начинается Родина:» Или читаем забавные байки о том, что президент США Джордж Буш-младший на одной из официальных встреч спохватился, что забыл вынуть изо рта жвачку, и ничтоже сумняшеся прилепил ее прямо к столу, за которым сидел, что премьер Италии Сильвио Берлускони, когда встречался с бывшим британским коллегой Тони Блэром, повязал голову банданой, а к визиту в Италию Владимира Путина специально записал для него в своем исполнении песню под названием «Я всегда думаю о тебе».
Появление президента Туркменистана верхом на коне на арене цирка в день его открытия - это из той же категории «ничто не чуждо». Нашему «аркадагу» не пристало отставать по части «европиезации» своего имиджа и лакировки своих диктаторских замашек. Как же так: Москва, Астана, Баку уже давно кружатся в венском вальсе, не говоря уже об европейских столицах. Даже в Стамбуде, Дубае и Бангкоке раз в году мусульманские и буддийские напевы заглушаются мощными аккордами «Сказок Венского леса».
Но вот, в чем проблема: многие страны, проводя Венские балы, подчеркивают их благотворительный характер. Гости бала преобретают билеты, стоимость которых доходит до нескольких сотен долларов. Эти средства затем идут в детские дома, спортивные и музыкальные школы, на поддержку юных талантов. Помнится, во времена правления Сапармурада Ниязова слово «благотворительность» было в Туркменистане синонимом слова «бедность». «Благотворительность нам не нужна, нищих у нас нет», - заявлял Туркменбаши. Именно поэтому туркменский Венский бал пройдет под девизом «Культура-экономика-туризм». В нашей стране по-прежнему благотворительность не в почете! Эпоха Возрождения диктует свои приоритеты. К тому же «авангард» туркменского общества - чиновники и «Галкыныш» - вряд ли согласятся облегчить свои кошельки даже на десяток-другой долларов. Все прелести сказочной ночи - от бальных платьев и смокингов до закуски и напитков будут оплачены из госбюджета либо лягут (в принудительном порядке!) на плечи представителей тщедушной туркменской «бизнес-элиты». А стало быть, есть, пить и танцевать будут одни, а платить за это - совсем иные.
Что же это будет - действительно прекрасный Венский бал или очередное «показательное выступление», организованное и спланированное в лучших традициях «эпохи Возрождения»? Не сомневаемся: сотни студентов и слушателей военной академии в течение нескольких месяцев будут денно и нощно до упаду (в прямом смысле!) отрабатывать танцевальные па, забыв о лекциях и конспектах; привычные черные «двойки» членов правительства, испуганно взирающих на роскошно сервированные столы, и бархатные робы министерских дам, робко прячущихся за пышными букетами, украшающими зал, придадут атмосфере праздника привычный официальный характер; слова восторга будут звучать, но отнюдь не в честь короля венского вальса Иоганна Штрауса, а в честь «лидера нации» Курбанкули Бердымухаммедова, благодаря неустанной заботе которого: (далее см. здесь: www.turkmenistan.gov.tm).
В заключении несколько слов о тех, кому в голову пришла эта замечательная мысль провести в Ашхабаде Венский бал - о руководстве Австрийско-Туркменского Общества.
Австрийско-Туркменское Общество было создано в августе 2008 года накануне первого визита президента Бердымухаммедова в Вену. Его основные задачи - это содействие связям и контактам между Австрией и Туркменистаном в области экономики, общественных и гуманитарных отношениях, науки, культуры и спорта.
В Правление Общества входят:
президент доктор Неда Бергер, урожденная Гилельс, племянница всемирно известного советского пианиста Эмиля Гилельса - основатель Общества, главный редактор и издатель журнала «Galkynysh», директор компании «Golden Age GmbH», партнер австрийских компаний Unger Stahlbau GmbH, Hagleitner HygieneInternational GmbH, Sigmapharm Arzneimittel GmbH, Bertsch Laska Group GmbH, Dr.Schumacher GmbH и т.д. а также партнер ряда европейских компаний, работающих в Туркменистане в сфере строительства и оборудования «под ключ» спортивных объектов (спортшкол, стадионов и т.д.), а также в сфере здравоохранения и оборудования «под ключ» медицинских объектов;
вице-президент Коммерческий Советник Олаф Ауер, член Парламента Экономики, директор компании «Golden Age GmbH»;
вице-президент Йозеф Унгер - один из руководителей группы компаний «Unger Steel Group», наиболее успешной в строительстве. Основные сферы компетенции компании - структурные и архитектурные металлоконструкции, разработка проектов и их реализация «под ключ»;
генеральный секретарь Общества - музыкант и дирижер проф. Вольфганг Харрер - инициатор создания под патронажем президента Туркменистана Австрийско-Туркменского «уникального» симфонического оркестра «Galkynysh», который, кстати, обещает быть гвоздем программы ашхабадского Венского бала.
Некоторые австрийские компании являются коллективными членами Общества, что, несомненно, помимо возможности рекламировать свои логотипы, о чем говорится в учредительных документах Общества, дает им более существенные преимущества, в частности, при получении заказов от туркменской стороны.
Что ж, мне нечего к этому добавить, кроме традиционного: «Alles Walzer!»
Музыка, вальс! Танцуют все!
Специально для «Гундогара»