Taking Business 2012. Что общего между Институтом языка и Минсельхозом?
31Октября 2011, Avesta.Tj - информационная служба
Есть такой авторитетный отчет, ежегодно инициируемый Всемирным банком, который называется Doing Business. В нем собирается и анализируется целая группа факторов и фактов, имеющих место в национальных экономиках мира. Этот рейтинг позволяет видеть в какой стране, какие имеют место политический режим и инвестиционный климат. Ежегодно Таджикистан занимает в этот перечне достаточно низкие места, хотя в последний год-два наметилась вроде тенденция роста. Каким он будет в конце этого года?
Так как данный отчет во многом строится на комментариях и данных экспертов, можно предположить, что в новом году мы откатимся на несколько позиций назад и вновь будем показаны как самая отсталая страна в СНГ с самым отсталым руководством. И это будет вполне заслуженно, ведь наша власть умудряется демонстрировать чудеса анти-инвестиционной кампании.
На словах у нас все хорошо. Президент постоянно заявляет чуть ли не об «инвестиционном рае». Руководство Госкоминвестиций вроде как предпринимает какие-то попытки демонстрации улучшения климата, при поддержке международных доноров развиваются зоны свободной торговли. Но ведь все это пока на бумаге, не так ли? Иностранные инвестиции не полились рекой, торговые площади в СЭЗ заполняются за счет местных предпринимателей.
Но все это ничего на фоне тех событий, которые разворачиваются в самом центре Душанбе, так сказать под носом представительства Всемирного банка и других донорских структур. Об этом мы уже писали в статьях «Уроки из прошлого. Лично президенту Рахмону» и «Вслед за приватизацией идет национализация».
Эта ситуация продолжает разворачиваться по трагикомическому сценарию. Госкоминвест, уже несколько месяцев старающийся отобрать недвижимость в центре столицы у совместного АО «Интерлизинг», добился от главы правительства подписания просто смехотворных документов - отбора одного здания совместного предприятия в пользу государства и размещение насильно во втором здании другого госоргана.
Но получилось как всегда «по-таджикски». В спешке или по неграмотности, президенту подсунули (если он вообще в курсе и если вообще что-то подписывал) бумагу с неправильными адресами. Как видно из полученных нами копий решений Э. Рахмона, правительство распорядилось разместить Госпробнадзор и управление драгоценных камней и драгметаллов в здании СП «Интерлизинг», располагающегося по адресу: ул. Бофанда, 5/1 (распоряжение ?101-ф от 30.09.2011).
Вторым распоряжением (распоряжение ?102-ф от 30.09.2011) требуют передать с баланса Минсельхоза на баланс Антимонопольного ведомства административное здание по адресу: пр. Рудаки, 21. Так вот Рудаки, 21 - это адрес Института языка и литературы. Никакого отношения к Минсельхозу, «Интерлизингу» и прочим не имеет. Здание «Интерлизинга» просто примыкает к нему, но имеет фактический почтовый адрес: улица Бофанда, 5/1.
Несмотря на то, что компания является абсолютным владельцем здания, в силу того, что одним из ее миноритарных акционеров является государство, они пошли навстречу руководству Минфина, которое в эти же дни официально обратилось к ним с просьбой разместить у себя часть своих структур (письма 18/1-129, 18/1-158, и последнее 12.1/07-78 от 17.10.2011 года от зам.министра Р. Раджабова).
Видимо им стало неудобно, что решение главы правительство, юридически незаконно оформленное может провиснуть в воздухе, и его имидж серьезно пострадает. «Интерлизинг» пошел навстречу, их подразделения на бесплатной основе были размещены в нескольких кабинетах. Стороны нашли общий язык, это было не сложно, так как в перспективе им, так и так требовалось сотрудничество.
«Интерлизинг» все это время работает с инвестиционным проектами по привлечению инвесторов в горнорудную отрасль, что по многим позициям пересекается с деятельностью Минфина и нуждается во всесторонней поддержке Госкоминвеста как бизнес-центр.
Теперь, когда Госкоминвест осознал свою досадную техническую ошибку, их представители ходят сюда через день и требуют выселить представителей Минфина (!), а взамен завести сюда антимонопольщиков. А так как юридически что-либо теперь предпринять нельзя, мы все ждем последнее комедиантское действие - подписание у Э. Рахмона (или от его имени) нового решения с прежним же текстом, но с перепиской адреса.
Когда нечто подобное происходит в наших судах, это называют «говсуд». Как же назвать все тоже самое, но вне стен суда? «Госбукаги»? Понимает ли президент в каком цирке его заставляют участвовать? Неужели печать администрации главы правительства можно ставить сколько угодно на любых создаваемых за пять минут и без какой-либо должной правового анализа бумагах? Ноу коммент:
Госкоминвестиций - орган призванный защищать иностранные инвестиции, на стороне не защиты, а нападения. Что тут сказать? Наверное, пока самым безопасным от жадных рук госчиновников местом для инвесторов остается здание в поселке Куктош. Посоветуем создателям «Дуинг бизнес» указать об этом факте в качестве полезного совета инвесторам. А по Таджикистану свой отчет ВБ пусть лучше переименует в Taking Business 2012, то есть «Забирай-бизнес».
На таких примерах получится неплохая брошюра о том, как в нашей стране властями непринужденно и оригинально отбирается частная иностранная собственность. А пока по «Евроньюс» крутится наш рекламный ролик «Welcome to Tajikistan, Feel the friendship»: