CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

«Washington Times»: Флаг как яблоко раздора в Кыргызстане :: Информационное Агентство Кабар

12 марта 2012

«Washington Times»: Флаг как яблоко раздора в Кыргызстане

12/03 15:58, Информационное Агентство Кабар

Из-за флага Кыргызстана развязалась нешуточная борьба

Бишкек, Кыргызстан. Флаг кроваво-красного цвета с желтыми солнечными лучами, окаймляющими «тундук» - верхнее отверстие юрты - стал центром ожесточенных дебатов в Кыргызстане.

Флаг Кыргызстана, который развевается уже в течение 20 лет со времени обретения страной независимости от бывшего Советского Союза, является материальным представлением истории народа, символом наследия и гордости, а также имеет свою смысловую символику.

Трения

«Государственные символы для нас являются священными. Они находятся под охраной закона, и никогда не должны быть предметом для споров и разногласий. Но в настоящее время появилось много споров. Часть населения не в восторге от флага. Нам нужен флаг, под которым смогла бы объединиться вся нация, флаг, которым мы будем гордиться», заявил Абдырахман Маматалиев - глава комиссии, рассматривающей вопрос об изменении флага. Некоторые люди спорят относительно смысловой значимости символики флага. Пересекающиеся линии на желтом солнце отражают вид из «тундука» - отверстия в верхней части традиционных шатров, известных как юрты. Пылающее желтое солнце и красный фон являются символом Манаса - легендарного героя кыргызского народа, который боролся с иноземными захватчиками, а затем завоевал соседние племена. Дом, свет и кровь людей являются символами этих идеалов, которые можно увидеть на многих флагах мира, а не только Кыргызстана. Но некоторые граждане Кыргызстана видят в этих символах больше, чем остальные.

Другие значения

По мнению Мара Байджиева, относящиеся к Манасу символы не подходят для современного Кыргызстана - страны с 5,5 миллионами людей, в которой живут завоеванные эпическим героем разные этнические группы, такие, как узбеки, дунгане, уйгуры и другие. «Почему на нашем флаге не голубое небо, а кровь, на которую мы смотрим через тундук? В сказаниях говорится о том, что у Манаса был красный флаг, но это был его личный флаг, который развевался над его воинами, а не флаг его государства», сказал другой член комиссии по изменению флага Байджиев. Также Байджиев не воодушевлен президентской эмблемой, на которой изображен орел на фоне горного хребта. «На этой эмблеме птица больше похожа на курицу, чем на орла», говорит он. Некоторые критики утверждают, что красное поле флага представляет коммунизм, а солнечные лучи, окаймляющие «тундук», больше похожи на подсолнух, который многие рассматривают как символ зависимости, поскольку подсолнух следует за солнцем - визуально напоминая об исторической зависимости Кыргызстана от России. Другие утверждают, что темно-красный фон флага сыграл свою роль в истории страны. После обретения независимости в 1991 году от Советского Союза флаг стал символом Кыргызстана. Позже в народных восстаниях были свергнуты оба президента: в 2005 году во время «тюльпанной революции» был свергнут Аскар Акаев, который правил страной с 1990 года, а в 2010 году - Курманбек Бакиев. Вскоре после изгнания Бакиева на юге страны произошли ожесточенные столкновения на этнической почве, в результате чего погибли сотни людей. «Красный фон флага страны ассоциируется с кровью многих людей. Тундук окружен лучами солнца, но они больше похожи на пламя, как будто страна охвачена огнем», заявил депутат парламента Карганбек Самаков, представивший законопроект об изменении флага в марте прошлого года. Самаков даже выразил мнение по поводу того, что символы, возможно, способствовали беспорядкам в Кыргызстане. После демократических выборов нового правительства, когда появились надежды на более стабильное будущее, люди, агитирующие в пользу смены флага, заявляют, что это поможет порвать с прошлым.

Мнение третьей стороны

По мнению некоторых людей, сложная история страны является еще одной причиной для того, чтобы сохранить нынешний флаг. «Под этим флагом наши спортсмены одержали победу на международных турнирах. Что касается двух революций, молодые люди показали, и даже потеряли свои жизни за этот флаг», заявил лидер политической молодежной группы «Алаш Ордо» Ренат Самудинов. Самудинов говорит, что он взбешен «суеверием» государственных лидеров, которые, по-видимому, одержимы символами. «Это абсурд. Проблема заключается в умах этих правителей. Они не знают, как руководить страной», говорит он. Комиссия по изменению флага состоит из 15 парламентских лидеров со всего политического спектра, а также художников, ученых, писателей, дизайнеров и историков. Их цель состоит в том, чтобы к весне этого года было принято окончательное решение об изменении флага. Бишкекский бизнесмен Кунай Медетхан представил собственный дизайн флага по аналогии с нынешней президентской эмблемой, но без орла - белый горный хребет на светло-синем фоне. «Горы на синем фоне могут придать новое восприятие нашей страны и усилить интерес у туристов и инвесторов», сказал Медетхан. По оценкам некоторых парламентских лидеров, стоимость проекта по смене флага составит около 5 миллионов долларов США. По их словам, это ненужные расходы для страны, которая пытается сократить дефицит бюджета. По мнению же Маматалиева, проект будет стоить около 70 тысяч долларов США. Он заявил, что за счет выручки от продажи копий нового флага можно будет компенсировать определенную часть затрат. Тем не менее, по мнению некоторых граждан Кыргызстана, шумные дебаты по поводу смены флага отвлекают правительство от более насущных проблем страны. «Есть страны, которые развиваются очень хорошо, несмотря на красный цвет флага. Они не воюют, у них не бывает революций, и нет нестабильности только из-за того, что их флаги красного цвета», сказал государственный служащий из Бишкека Нурлан Сазыков. Тем не менее, на его взгляд, есть веские аргументы в пользу того, чтобы поменять дизайна флага, поскольку в политической системе страны по-прежнему доминирует коммунистическая идеология. «Лично я считаю, что наш красный флаг может быть изменен в будущем, но не сейчас, когда у нас есть много других проблем. Давайте поднимем этот вопрос через пять лет, когда страна будет более стабильной, как уверяют нас власть имущие», говорит он.

Толкун Наматбаева «Washington Times», 12 марта 2012 года Перевод - «InoZpress.kg»

kabar.kg

Предыдущая статьяДействительно ли немусульмане Ирана - «угнетенное меньшинство»? :: IRAN.RU
Следующая статьяШлагбаум для гастарбайтера » Avesta.Tj - информационная служба