Стрелочники из Жанаозена
Организаторы казахстанских погромов могли уйти от правосудия
05 июня 00:05 | Московские новости
Аркадий Дубнов
Вчера в Казахстане был оглашен приговор по делу о беспорядках в Жанаозене и в Шетпе 16-17 декабря, где в результате применения силы омоновцами при разгоне толпы погибло 14 человек. Из 37 подсудимых, которым вменялась в вину организация беспорядков во время митинга бастующих нефтяников, 24 человека были оправданы, амнистированы или получили условное наказание. 12 человек были приговорены к различным тюремным срокам от трех до семи лет. Приговор одному подсудимому судья вынести не успел, он вынужден был покинуть зал, поскольку разъяренные родственники осужденных стали кидать в него пластиковые бутылки и другие предметы. Однако спустя час стало известно и о вынесенном ему приговоре - три года колонии.
Суд по жанаозенским событиям проходил в Актау, областном центре на западе Казахстана, и был открытым. В истории современного Казахстана подобного судебного процесса не было. Впрочем, не случалось раньше и подобных трагедий, когда полиция открывала стрельбу на поражение по митингующим. Власти страны обещали провести честное и справедливое судебное расследование, чтобы назвать виновных в кровопролитии, потрясшем страну, до недавнего времени считавшуюся оазисом стабильности и благополучия в Центральной Азии.
Однако уже в ходе первых судебных заседаний стали выясняться ужасающие подробности пыток, которым подвергались во время допросов подсудимые. Одну из них, 46-летнюю активистку забастовочного движения, мать троих детей Розу Тулетаеву, подвешивали за волосы и делали с ней то, что, по свидетельству информагентства «Фергана.ру», стыдливо в судебных коридорах называли «давить железным прутом на стенки кишечника» (речь шла об изнасиловании арматурой).
«Я не пожелаю никому пережить то, что мы пережили в те дни в ГУВД Жанаозена. Нас били, над нами издевались, нас унижали. Когда я хотел на себя наложить руки, меня остановила любовь к моей семье. Я решил держать себя в руках и дождаться того дня, когда я приду в суд», - заявил в суде другой обвиняемый Нарын Жарылгасынов. По странному совпадению, именно они получили максимальное наказание, Тулетаева, единственная, получила семь лет колонии, Жарылгасынов - шесть лет.
Известный казахстанский правозащитник Евгений Жовтис считает, что людей «наказали за организацию забастовки, а не за погромы, поскольку в суде не было доказана их причастность непосредственно к беспорядкам». Результатом этого, по словам Жовтиса, «станет еще большее падение авторитета власти в стране, так как приговор будет восприниматься как несправедливый».
Подобного мнения придерживается и один из лидеров Объединенной социал-демократической партии Казахстана Амиржан Косанов, оценивая итоги другого судебного процесса по событиям в Жанаозене, закончившегося недавно в Атырау, - над полицейскими, обвиненными в превышении служебных полномочий при подавлении беспорядков. Он убежден, что власти нашли «стрелочников», выводя из-под наказания высокое начальство, поскольку приказ открыть стрельбу на поражение по митингующим не мог отдать полицейский уровня заместителя начальника областного УВД.