Афганистан вступил в ШОС, но ему пророчат и членство в НАТО
13.06.2012 16:12, Информационное агентство Инфорос
Петр Гончаров
На недавнем саммите ШОС, прошедшем в Пекине, Афганистану предоставлен статус "наблюдателя" в Шанхайской организации сотрудничества. Если судить по материалам, публикуемым на афганских сайтах, то это событие не обойдено вниманием афганского политического истеблишмента. Но что, собственно, даёт обретённый Афганистаном статус "наблюдателя" Кабулу и что самой ШОС? Получение Афганистаном статуса "наблюдателя" - явление, безусловно, знаковое. Но, как представляется, не столько для афганской политической элиты (не говоря уже об афганской улице), сколько для США. И вот почему. Афганистан - это центральное звено проекта, разработанного американским экспертом Фредериком Старом и реализуемого сегодня, судя по всему, Соединёнными Штатами.
Суть проекта - подтянуть к Афганистану все центрально-азиатские республики, всех его соседей (плюс Индия), задействовав их в восстановлении афганской экономики. В американской терминологии эта идея так и называется - "Проект Большая Центральная Азия". Поэтому, "Афганистан в ШОС" - это одновременно и очень удобный для США механизм по реализации этого самого ПБЦА.
Собственно, практически все выше названные предполагаемые субъекты ПБЦА, за которыми старательно присматривает Вашингтон, уже посажены им на "иглу афганской экономики". Киргизия и Таджикистан - CASA 1000, транспортировка электроэнергии в Афганистан; Туркмения и Пакистан - проект ТАПИ, газопровод туркменского газа через Афганистан для Пакистана и Индии; Узбекистан и Иран - строительство железной дороги Хайратан - Мазари-Шариф и далее к Герату.
Индии к тому же предоставлен роскошный проект по освоению богатейшего железного рудника Хаджигак. Процент железа в руде, по словам российских советских геологов, работавших в Афганистане в своё время, высочайший. Индия намерена подвести к Хаджигаку железнодорожную ветку, чтобы вывозить руду к Персидскому заливу и далее на свои заводы на переработку.
Наконец, не обошли вниманием США и своего главного оппонента в регионе - Китай. Ему повезло больше всех. Он "выиграл" тендер на освоение второго в мире по мощности (после Чили) медного рудника Айнак. Неизвестно, подсказал ли кто-либо Китаю, но его план реализации проекта "Айнак" практически один к одному по лекалам тех же российских советских геологов. Чтобы проект стал рентабельным, считают они, рядом с рудником, а это в 30 км от Кабула, следует построить медеплавильный завод и электрифицировать его за счёт построенных на севере ТЭС, работающих на местном (шибирганском) газе. Что, собственно, Китай и собирается делать. Он уже получил право на доступ на севере Афганистана и к газу, и к нефти, открытых в своё время всё теми же советскими геологами.
Афганистан долго не засидится в наблюдателях. Можно смело предположить, что через год он пополнит ряды постоянных членов ШОС. Афганистан в ШОС в качестве полноправного члена - это в интересах всех. По названным причинам в интересах США, если они намерены реализовать ПБЦА; это и в интересах центрально-азиатских республик, чтобы иметь возможность при необходимости спросить с Кабула - а что это там у вас делает ИДУ; это и в интересах Китая и России, которых в большей степени интересуют американские военные базы в Афганистане после 2014 года. Их пока нет, но они обязательно появятся в соответствии с договором (пайманом) о стратегическом сотрудничестве, подписанного недавно президентами Хамидом Карзаем и Бараком Обамой.
Интересная деталь. По завершении встречи глав государств-членов ШОС председатель КНР Ху Цзиньта и президент Афганистана Хамид Карзай выступили с соответствующим заявлением о выходе отношений двух стран на новый стратегический уровень. Основой этого более высокого уровня станет договор о стратегическом сотрудничестве между Афганистаном и Китаем. Это уже будет восьмой для Афганистана подобный договор - Индия, Великобритания, Италия, Австралия, Франция, США, Германия и вот теперь Китай.
Афганистан в ШОС нужен всем. А что он получит от ШОС? До последнего времени, (до феерического визита Хамида Карзая в Москву в январе 2-11 года), Кабул всячески уходил от вопроса относительно его возможного вступления в ШОС, ссылаясь на свой статус неприсоединившегося государства. Что же поменялось? Первое. Выяснилось, что без решения пакистанской составляющей в афганской проблеме самой проблемы не решить. Поэтому ШОС для Кабула - это и механизм давления на Исламабад. Особенно с учётом появившегося договора с Пекином о стратегическом сотрудничестве. Уж к кому Исламабад и прислушается, так это к Пекину. Есть и второй момент. Вступление Турции в ШОС в качестве "партнёра по диалогу" расценено экспертами как "знаковое", с той точки зрения, что Турция, будучи членом НАТО, вступает как бы в противостоящую ей организацию - ШОС. А почему, собственно, не рассматривается вариант вступления Афганистана в НАТО. В Кабуле этот вариант политической афганской элитой не исключается.