Боевые суда Азербайджана угрожали Туркменистану?
Информацию об этом распространил американский ресурс
15 июн 2012/ЭХО
Т.МАКСУТОВ, Н.АЛИЕВ
Американский аналитик Джошуа Кучера на местном ресурсе EurAsianet.org опубликовал материал о случаях, которые произошли на Каспийском море в 2008 году. В материале подробно рассказывается о том, как Военно-морские силы Азербайджана дважды угрожали судам нефтяных компаний, работающих в Туркменистане. Материал написан по данным скандально нашумевшего ресурса Wikileaks. Как пишет автор, инциденты эти сильно разозлили главу Туркменистана Гурбангулу Бердымухамедова.
Первый случай произошел в апреле 2008 года. Так, судно малазийской компании Petronas было вынуждено уйти в результате давления военных судов Азербайджана. Хотя вначале капитан судна наотрез отказался подчиняться, так как считал, что даже не приблизился к границе с Азербайджаном. Но в итоге все равно был вынужден отступить.
Второй случай произошел в мае того же года, недалеко от месторождения "Кяпаз", которое в Туркменистане называют "Сердар". Судно канадской компании, которое было нанято туркменской стороной для проведения неких исследований, перехватила азербайджанская сторона. Так же, как пишет аналитик, к этому времени туда подоспели и иранские военные суда. По предположениям, на данном участке уже работала компания bp, которая сверлила скважину в направлении месторождения "Кяпаз". Это, по мнению аналитика, объясняет присутствие иранских судов.
Как уже отмечалось выше, все это вызвало серьезное недовольство главы Туркменистана Гурбангулу Бердымухамедова. И, по мнению американских дипломатов, это нанесло удар реализации Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря.
Комментируя эту информацию, а также вероятность конфликтов на Каспийском море, эксперт по Каспию Рустам Мамедов отметил, что как таковой опасности нет. "Еще в 2010 году на бакинском саммите была подписана конвенция по безопасности Каспийского моря. В рамках этого предполагать, что в будущем возможны какие-то конфликты, не разумно. В принципе, в рамках бакинского саммита стороны смогли договориться. Относительно споров о принадлежности тех или иных месторождений, они всегда были, и, думаю, будут в будущем. Каждый раз, когда будет открываться новое месторождение, будут происходить новые споры, это естественно. Но, в целом, я не разделяю мнение американского аналитика относительно конфликтности Каспийского моря. Каспий сейчас в моде из-за других проблем. В частности, Иран сейчас озабочен проблемами своей безопасности из-за ожидаемых атак Израиля и США. Туркменистан, Казахстан и Азербайджан же больше заняты решением своих экономических проблем. Россия думает о перспективах своей геополитики. Поэтому сейчас решаются совсем иные задачи, нежели какие-то военные действия на Каспии".
"Что касается озабоченности США в связи с тем, что из-за этих стычек может быть не реализован Транскаспийский газопровод, то также сложно разделить и это мнение. Во-первых, проект этот еще не реализован, и в перспективе его реализация не ожидается. Поэтому все опасения сейчас беспочвенны. Во-вторых, отношения Туркменистана и Азербайджана никоим образом не усугубляют ситуацию", - заключил эксперт.
В свою очередь военный эксперт Узеир Джафаров считает, что если бы события действительно имели место, Туркменистан, как минимум, выразил бы свое недовольство. "Мне сложно предположить, могли ли эти случаи действительно быть, но однозначно, можно сказать, что какой-то крупный конфликт на Каспии никому не нужен. В крайнем случае могут быть споры из-за месторождений, не более того.
Сказать, могли ли иметь место события, описанные американским аналитиком, мне сложно, поскольку такой информации не было. Но если об этом сейчас говорят, значит, что-то было. Однако, известно, что на Каспии порой между Ираном, Азербайджаном, Туркменистаном и Казахстаном возникали определенные трения. Но к никаким серьезным стычкам это не приводило. Не хотелось бы, чтобы на Каспии наблюдалось какое-то напряжение. Азербайджан сейчас усиливает Военно-морские силы, но происходит это не от хорошей жизни. До этого происходили случаи, которые заставили Азербайджан прикупить технику для решения задач, поставленных перед Военно-морскими силами, и обеспечения целостности наших границ", - заключил Узеир Джафаров.