А в Габале ли дело?
15.06.2012 06:40, dn.kz
Бывшие советские республики не понимают, зачем России так нужны на их территории военные базы. Но они не прочь их у себя оставить и неплохо готовы на этом заработать
Юрий Сигов, Вашингтон
Как только речь заходит о том, что та или иная постсоветская республика собирается размещать на своей территории военную базу (разгрузочно-перевалочный центр, транзитный терминал или что иное, под подобную категорию попадающее) США или другой страны НАТО, тут же раздаются стенания о якобы «продажности» подобных правительств и об их «нескрываемой проамериканской ориентации».
Так было и с базой в аэропорту «Манас» в Кыргызстане, так говорили об авиабазе в Ханабаде на территории Узбекистана, таким же образом теперь «пугают» всех вокруг возможностью создания американских военных «снабженческих пунктов» в Таджикистане.
Другое дело - военные базы России, которая пытается сохранить (главным образом на оставшемся советском военном наследстве) свое присутствие в как минимум шести республиках бывшего СССР. Эти базы рассматриваются в самой России как нечто само собой разумеющееся и никаким «играм в независимость» со стороны ныне суверенных постсоветских республик якобы не подверженным.
Между тем так кажется только руководству России. В самих же независимых постсоветских странах к этому вопросу подход у их первых лиц более прагматичный, в чем-то «хозяйственно-утилитарный» и, конечно же, по-государственному циничный. Но таковы нынче условия «базовых игр»: территория теперь эта уже не российская. И соответственно, то, что на ней может быть (или уже) расположено, находится в ведении отнюдь не Москвы и совсем других правителей, которых российские власти и хотели бы полностью контролировать, да не особо с этим как-то складывается.
Сколько это будет стоить? А сколько мы скажем - с тем и согласитесь
Классическим примером подобного «базового перетягивания каната» в последние несколько месяцев является ситуация вокруг военной базы в Габале на территории Азербайджана. Представляет она из себя станцию радиолакационной разведки так называемого «раннего предупреждения», и осталась она там после распада СССР под военным ведением российского Министерства обороны.
Самому Азербайджану, естественно, подобная станция со всеми ее «просматривающей мировое небо» внутренностями не нужна. Но раз так уж исторически сложилось, что станция все же размещена именно в Азербайджане, то официальный Баку откровенно пытается на этом неплохо подзаработать. Плохо это или как-то не по-партнерски? Это с какого угла посмотреть. По крайней мере в Баку считают, что условия диктовать по Габале будет исключительно Азербайджан, а Россия либо на них соглашаться вынуждена, либо объект может быть предложен кому-то другому, «более заинтересованному» в его использовании.
Какое-то время за станцию Россия не платила ничего, потом Баку установил плату в 2, 5 и, наконец, в 7 миллионов долларов в год. Договор об аренде станции истекает в конце нынешнего года, однако переговоры между двумя сторонами о продлении аренды ни к чему пока не приводят. Причина? Азербайджан теперь требует с России уже 300 миллионов долларов в год, и, как считают в Москве, это все происки азербайджанского Министерства обороны, которое просто решило на Габале «культурно подзаработать».
Понятное дело, что само оборонное министерство ничего подобным образом в Азербайджане «подзаработать» не осмелится, если на то не будет политического указания с самого «верха». Но российские представители по-любому выражают нынче открытое недовольство тем, что Азербайджан ведет себя «не по-союзнически» и слишком уж, грубо говоря, «садится России на голову».
В Минобороны России даже успели подсчитать, что аренда Габалы на таких кабальных условиях обойдется в два раза дороже, чем сооружение двух аналогичных станций на российской территории. Поэтому смысла с финансовой точки зрения продолжать оставаться в Габале для российских военных нет никакого - значит оттуда надо как можно быстрее уходить.
Показательно еще и то, что Россия предлагает Азербайджану подписать договор об аренде станции на срок до 20 лет (только в таком случае есть смысл начинать ее техническое переоснащение), а Баку не желает продлевать подобный договор более чем на три года. И потом намерен опять начинать переговоры о новых условиях аренды станции, что для Москвы является чуть ли не открытым оскорблением.
Да и по имуществу станции в Габале условия для России явно оказываются невыгодными. Все оно становится при любом раскладе собственностью Азербайджана, потому как находится на его территории, и азербайджанская сторона может в любой момент запретить его вывоз в Россию.
Замечу, что хотя станция в Габале является для России важным военным объектом по «просматриванию-прослушиванию» воздушного пространства в южном направлении на расстоянии более 6 тысяч километров, конца света с потерей Габалы для российских ПВО и Космических войск явно не наступит. Дело в том, что в конце нынешнего года будет введен в строй аналогичный Габале объект под названием «Воронеж-ДМ» в Краснодарском крае, который все «воздушные дыры» сможет технически закрыть.
Однако российское Министерство обороны и Габалу не хотело бы оставлять азербайджанцам. Во-первых, ее можно было бы в комбинации со станцией в Краснодарском крае использовать, а во-вторых, любая военная база на территории постсоветских стран - это важный политический и военный рычаг влияния на тамошние местные правительства. О чем идет здесь речь, прекрасно осведомлены первые лица Кыргызстана, Таджикистана, Армении, Белоруссии, но, видимо, не особо учитывают это по каким-то причинам в Азербайджане.
Но подобным образом думают исключительно в Москве, и, надо сказать, напрасно. Хотя без российской технической начинки станция в Габале будет представлять из себя просто скопление бетона и металлолома, далеко не все здесь так уж однозначно. Причем что с точки зрения оценок нынешнего поведения Азербайджана в конфликте вокруг Габалы, что с точки зрения заинтересованности в услугах подобной станции со стороны других государств.
Америке в борьбе против Ирана нужен Азербайджан, а не Габала
Самыми главными «закоперщиками» таких размолвок между Россией и Азербайджаном по поводу станции в Габале, как обычно, фигурируют зловредные американцы. Даже если бы не было их на свете, их обязательно нужно было бы придумать и во всем обвинить. Именно «вашингтонский обком» якобы пытается всячески выдавить Россию из «дружественного Азербайджана», и поэтому Россия непременно должна подобным коварным планам США препятствовать.
С аналогичными упреками, по крайней мере, не раз высказывались представители российского Министерства обороны, ссылаясь на чрезвычайно «трудную атмосферу» переговоров по Габале с азербайджанской стороной. К тому же при желании Вашингтона все-таки сорвать уже в самое ближайшее время иранскую ядерную программу наличие радиолакационной станции по наблюдению за иранскими ракетами (если таковые вообще в какую -либо сторону и когда-нибудь полетят) вроде бы в подобную стратегию американских военных вписывается.
Но подобные рассуждения - либо умышленное введение всех вокруг в заблуждение, либо полное непонимание реалий, в которых Соединенные Штаты намерены действовать против Ирана. Нашпигованная советским и российским оборудованием станция в Габале нужна Америке ровно так же, как нужны взлетно-посадочные полосы на аэродромах в республиках Центральной Азии.
Чисто вспомогательные функции, обозначение своего присутствия, налаживание двусторонних политических и военных контактов - вот то, что от этого Америка намерена получить, и не более того. В том, что касается нанесения возможного удара по Ирану, Соединенные Штаты будут использовать свою технику, свои передовые военные структуры в районе Персидского (Арабского) залива и морочить самим себе голову с Габалой в Пентагоне, никому в голову даже не приходит.
К тому же стоит вспомнить ситуацию, которая некогда сложилась вокруг двух российских аналогичных Габале станций слежения, которые были расположены на территории Украины. Их (а базировались они в Закарпатье и Севастополе) Украина хотела отдать НАТО и культурно «выперла» оттуда российских военных. Ну и что из этого получилось? А ничего путного: Украина так в НАТО и не попала, а Россия, забрав «умную начинку», оставила «незалежным братьям» груду бетона и металла. Да и сама Украина так ничего на подобном шантаже и не «наварила».
Американцам все это прекрасно известно, и не нужна им как таковая Габала, даже если Азербайджан предложит Пентагону ее задаром. На самом деле для Соединенных Штатов куда важнее обеспечить себе лояльность и эффективное союзничество на случай военной операции против Ирана. Тем более что отношения между Баку и Тегераном в последнее время особо дружескими не назовешь.
А вот США могут обеспечить Азербайджану и тесное военное, и политическое сотрудничество, и многое другое, что Баку вполне может привлечь. И Габала здесь в планах «американского империализма» вообще никоим образом не фигурирует - что с ядерной программой и ракетами Ирана, что без них.
Что же все-таки делать, если делать уже нечего?
И здесь, на мой взгляд, вновь и вновь на повестке дня остается ключевой вопрос взаимоотношений между собой постсоветских стран. И нахождение взаимоприемлемого варианта подобных отношений, при которых всем их участникам хотя бы немножко было бы двусторонне-бесконфликтно. А теперь посмотрим на Габалу и ее проблемно-финансовое состояние с несколько иной стороны.
Осталась эта станция на территории независимого Азербайджана после распада СССР, а мало-мальски цивилизованное соглашение о ее использовании Россией было подписано лишь в 2002 году. Потом долго и нудно Россия пыталась переторговать Америку по программе ПРО, размещаемой в Европе, и каким-то образом попытаться задействовать Габалу в единой натовской противоракетной системе.
Американцы, естественно, от подобных планов «привязывания» Габалы к системе ПРО в Европе отказались и все свои задумки по противоракетной обороне оставили в силе без какого бы то ни было российского участия. Теоретически на этом мог бы набрать несколько политических «очков» Азербайджан, но шансы на доверие в каком бы то ни было формате сотрудничества между Россией и США как были призрачны, так таковыми и остаются.
А вот на взаимоотношения между постсоветскими республиками и Россией в плане размещения ее военных баз стоит присмотреться повнимательнее. Там, где ситуация выглядит на самом деле безвыходной, и российское военное присутствие будет фактически гарантировать сохранение политической стабильности (прежде всего для правящих кругов), там эти базы будут оставаться, и с ними постсоветские лидеры неизбежно вынуждены будут мириться.
Так происходит нынче в Таджикистане, Армении, отчасти на Украине. Умышленно не упоминаю здесь Казахстан, потому как он завязан в слишком многих постсоветских интеграционных структурах с Россией, и наличие того же космодрома Байконур и еще нескольких военых объектов российского оборонного назначения на казахстанской территории приносит Астане неплохой доход. Да и с самой Россией подобный вопрос не вызывает никаких особых трений и недопониманий.
В Кыргызстане все по-другому: там что прежними властями, что нынешними взят откровенно беспринципный курс на беззастенчивую торговлю всем тем, чем можно. А военные базы что для американцев, что для российского военного ведомства - как раз тот товар, на который есть стабильный спрос. Вот и прикидывают в Бишкеке, с кого можно больше было бы «срубить», а кому нервы немножко помотать, чтобы поуступчивее были.
Туркменистан, Узбекистан и Грузия от российского военного присутствия давно уже отказались. А Азербайджан и рад бы это сделать, да Габала пока не то, чтобы очень уж мешает, но развернуться по полной «независимой военной программе» все же Баку не дает. Но и обвинять азербайджанскую сторону здесь вряд ли стоит, на какие бы союзнические и братские отношения с Москвой при этом не намекалось.
Просто думать о том, где теперь чья база, почем за нее просят и как бы подписывать все возможные соглашения сроком на 49 лет, надо было в 1991 году, когда Союз дружно разваливали. Тогда и политики рвали на куски то, что им «под сурдинку» досталось, и военные впопыхах растаскивали по национальным квартирам некогда единое сов-оборонное имущество.
Сейчас же на примере Габалы четко демонстрируются реалии современного политического бытия всего постсоветского пространства. Всякие СНГ, ОДКБ и тому подобное - это саммиты, встречи без галстуков и пиджаков, крепкие «братские рукопожатия» и все, что за этим по протоколу следует. А вот на деле - жесткая прагматика, «утром деньги- вечером стулья», да еще и дружба за спиной «вчерашних братьев по Союзу» с Америкой, Китаем и всеми остальными, кто тогда в СССР не входил и был немало тому рад.
Так что торги вокруг станции в Габале между Баку и Москвой нынче ведутся вовсе не о 300 миллионах американских долларов. Это просто тот самый «цинично-прагматичный» формат отношений, который будет в дальнейшем доминировать на постсоветских просторах по поводу любых военных баз. А кто за них больше заплатит (Россия, Америка, НАТО - не суть важно) и кто предложит больше «дополнительных выгод» - тот и будет в конечном итоге рулить «Манасом», Ханабадом, а если очень уж потребуется - то и Габалой.