«Registan.net»: Гордиев узел в Баткене
02/07 18:32, Информационное Агентство Кабар
Беспорядки в Баткене указывают на постоянные приграничные проблемы
Хотя в последних новостях из Кыргызстана говорится в основном об аресте бывшего мэра Бишкека, а ныне депутата парламента Наримана Тюлеева, обвиняемого в незаконном присвоении денег, нечто столь же важное произошло в отдаленной южной области страны: после ареста трех кыргызстанцев через границу в Таджикистане начались беспорядки в Баткенской области. Нельзя выдумать истории более странной, чем эта: 20 июня возле Исфары в таджикской провинции Согд были арестованы трое кыргызстанцев из Баткена, якобы за контрабанду и попытку продать более 90 кг. так называемой «красной ртути». Вы спросите, что такое «красная ртуть»? По-видимому, это почти мифическое химическое соединение, предположительно выведенное в Советском Союзе, которое можно использовать для того, чтобы сделать бомбу. Хотя зачастую в СМИ «красную ртуть» связывают с террористами, нет никаких признаков того, что она существует на самом деле. Поэтому в последующих статьях об аресте кыргызстанцев фигурировало только слово «ртуть».
Так или иначе, через день после ареста родственники одного из задержанных взяли в заложники 19 торговцев из Таджикистана в городе Баткен. Что более странно, родственники знали этих торговцев, и, видимо, попросили таджикских заложников выждать, пока они не обменяют их на трех арестованных кыргызстанцев. К счастью для таджиков, им не пришлось ждать до такого маловероятного обмена заложниками. Властям удалось освободить их к полудню 22 июня.
Однако это был не конец истории. Утром 22 июня 200 человек, по информации друзья и родственники арестованных, собрались в центре Баткена, требуя от властей принять решительные меры по освобождению трех граждан Кыргызстана, всё еще удерживаемых в Таджикистане. В полдень эти протестующие взяли в заложники других восьмерых граждан Таджикистана. На этот раз заложниками стали дальнобойщики, перевозившие товары из Китая в Таджикистан. Поскольку протестующие не собирались уйти мирно (некоторые из них были вооружены, другие бросали камни в сотрудников полиции), власти решили провести «специальную операцию» по освобождению заложников. Как оказалось, операция подразумевала собой использование шумовых гранат и предупредительные выстрелы в воздух до тех пор, пока толпа не разошлась. Операция, в большей степени, прошла успешно: хотя в ходе операции был ранен один сотрудник полиции, протестующие разошлись, заложники были освобождены и отправились в путь, а полиция задержала и отправила в тюрьму девять организаторов акции протеста.
Но помимо этого, несмотря на то, что участникам акции протеста не удалось освободить своих друзей из таджикской тюрьмы, правительство, похоже, услышало их требования: официальная делегация из Баткена отправилась в Исфару в надежде решить проблему «в рамках законодательства обеих стран и международных соглашений».
После того, как ситуация была взята под контроль, администрация Баткенской области попыталась не придавать большого значения инциденту, отметив, что местные жители впервые решали проблему путем захвата заложников. Местная администрация также попросила общественность не видеть в этом инциденте межэтнический конфликт, однако признала, что инцидент негативно отразился на межгосударственных отношениях между Кыргызстаном и Таджикистаном.
Хотя это верно с технической точки зрения, я не считаю, что различие между «межэтническими» и «межгосударственными» проблемами имеет значение на юге Кыргызстана. Если внимательно взглянуть на историю напряженных отношений между кыргызами и таджиками в Баткене, можно увидеть, что «межэтническая напряженность» берет корни из межгосударственных проблем. Действительно, инцидент с «красной ртутью» обращает внимание на постоянные проблемы на кыргызско-таджикской границе.
Несмотря на то, что во время межэтнического конфликта в июне 2010 года в Баткене было относительно спокойно, эта область пережила свою долю напряженности и конфликтов. В 1989 году во время распада Советского Союза между приграничными деревнями в Кыргызстане и Таджикистане произошли столкновения из-за воды и земли, в результате чего погибли несколько человек, десятки получили ранения. Это было не столь удивительно, поскольку граница между Кыргызстаном и Таджикистаном не была определена, и местные жители не знали, как делать различия между «нашими» и «не нашими». Удивительно то, что эти проблемы так и не были решены. Даже сегодня многие части границы не очерчены, а земельный и водный конфликты остаются неотложной проблемой.
Усугубляет эту проблему тот факт, что Баткенская область и провинция Согд страдают от различных социальных и экономических проблем, которые провоцируют напряженность между кыргызами и таджиками. По словам профессора политологии в Американском университете Центральной Азии Азамата Темиркулова, отдаленная Баткенская область является экономически отсталой и отрезана от остального Кыргызстана. В результате этого местные жители вынуждены уезжать оттуда в поисках работы в Бишкек или Россию. Между тем провинция Согд перенаселена. Это обычный спрос и предложение: кыргызы уезжают и продают землю за бесценок, а таджики рады купить.
Кыргызы, проживающие в приграничной области, часто утверждают, что таджики незаконно покупают кыргызскую землю. Возможно, это правда, так как некоторые таджики дают взятку, чтобы официально зарегистрировать землю на свое имя, но основная суть ситуации такова: таджики хотят получить землю, а многие кыргызы - нет. Некоторые кыргызы также утверждают, что этот процесс превращает их территорию в таджикскую территорию. Порой всё это доходит до предположений, что всё это - замысел Душанбе с целью увеличить свою территорию. Это немного звучит как теория заговора.
Но независимо от того, что же на самом деле правда, проблема не будет решена до тех пор, пока два государства не очертят свои границы. До тех пор, вероятность возникновения конфликта между кыргызами и таджиками будет оставаться высокой. 29 декабря 2011 года мы стали свидетелями того, как мало нужно для того, чтобы спровоцировать межэтнический конфликт при таких напряженных обстоятельствах: в селе Андарак Ляйлякского района Баткенской области произошла драка между подростками кыргызской и таджикской национальности. В результате драки один кыргызский подросток оказался в больнице. Родители пострадавшего мальчика подали заявление в полицию, которая арестовала трех подозреваемых таджиков. С этого момента конфликт вышел из-под контроля. Сначала группа из 150-200 таджиков выступила против полиции и освободила трех подозреваемых. Затем около 500 разгневанных кыргызов потребовали отдать подозреваемых. Но потом численность таджиков возросла до 1000 человек, и никто не хотел сдаваться. Впоследствии возникли столкновения. Обстановка немного разрядилась после того, когда на место происшествия приехали губернатор области, глава района и заместитель министра внутренних дел Кыргызстана. Они убедили толпу разойтись. Учитывая недавнюю историю юга страны, это было небольшое столкновение. Но оно могло перерасти в большой конфликт.
Я не пытаюсь предположить, что произошедшее несколько дней в Баткене было межэтническим конфликтом. Жители выбирали заложников не по этнической принадлежности, а по гражданству. Тем не менее, подобные события, несомненно, вредят межэтническим отношениям внутри Кыргызстана.
Кыргызстан - это страна, где центральное правительство не имеет сильную власть в регионах, а жители зачастую не доверяют правительству и не верят, что они помогут им решить проблемы. Это страна, где политики зачастую называют этническое меньшинство «диаспорой», объединяя этническую принадлежность к гражданству и продвигая идею о том, что меньшинства - это мигранты, которые могут вернуться в свою родную страну.
Принимая во внимание такие условия, нетрудно представить, как межгосударственный инцидент, подобный аресту трех кыргызстанцев, может перерасти в межэтнический. И я могу предположить, что ранее существовавшая напряженность между кыргызами и таджиками в Баткенской области, возможно, стала одной из причин недовольства протестующих.
Но независимо от того, прав я или нет, история с взятием заложников и беспорядков в Баткене указывает на необходимость более активных действий со стороны правительства по разрешению проблем, с которыми сталкивается этот изолированный и бедный регион. Правительство, возможно, не сумеет существенно поднять застойную экономику, но усилия и сотрудничество с Таджикистаном, так же, как четкое определение границ между двумя странами, несомненно, помогли бы ослабить межэтническую напряженность в Баткене.
Как сказал радио «Свобода» бывший посол Кыргызстана в Таджикистане Мирослав Ниязов, решение этой проблемы могло бы усилить веру и доверие людей правительству, а также заставить местных жителей отказаться от использования незаконных средств для решения своих проблем в будущем.
Мэтью Купфер «Registan.net», 25 июня 2012 года Перевод - «InoZpress.kg»