CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

vof.kg

Гендерные поправки в Земельный Кодекс Таджикистана вступили в силу | Голос Свободы Центральной Азии

11 октября 2012

Гендерные поправки в Земельный Кодекс Таджикистана вступили в силу

11.10.2012 13:53 - Голос Свободы Центральной Азии

В Таджикистане вступили в силу очередные изменения к Земельному Кодексу. Земельная реформа в стране продолжается более пяти лет, и главная ее задача - создание рынка земли без отмены государственной собственности на нее. Назар Турдыев, Voice of Freedom, Душанбе

Реформа имеет как сторонников, так и активных противников, заявляющих о нарушении Конституции и нарушении социальной справедливости. Тем не менее, поправки в действующий Земельный Кодекс вносятся ежегодно. Среди последних дополнений - поправки, которые можно назвать «гендерными», поскольку касаются прав мужчин и женщин на землю.

Координатор проектов международной организации ООН Женщины в Таджикистане Вилоят Мирзоева, отмечает, что законы имеют разное действие на мужчин и женщин, и возможностями, которые предоставил период независимости, воспользовались в основном мужчины.

«К сожалению, в нашей стране наиболее сильно среди центрально-азиатских стран, заметно гендерное неравенство, и очень сильно это демонстрировала ситуация, сложившаяся в сфере землепользования: на полях работают женщины, но земля принадлежит мужчинам. Мы два года добивались внесения поправок, которые четко обозначил право женщин на землю. И надеемся, что они дадут позитивный эффект в ближайшие годы», - говорит она.

Депутат Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли (нижней палаты парламента) Галия Рабиева рассказывает, что о необходимости внесения таких поправок постоянно говорили на круглых столах, семинарах, конференциях. Цель их внесения - усиление механизма защиты прав женщин, обеспечение их законных интересов, особенно при разводах.

«Обеспечение равного доступа женщин и мужчин к земельным участкам вытекает из конституционного положения о равенстве мужчин и женщин, обязательств Таджикистана в соответствии с ратифицированными нами конвенциями по правам человека, о ликвидации всех форм дискриминации женщин, а также из требований Закона «О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностей их реализации», - отмечает она.

Несмотря на то, что Конституция Таджикистана провозглашает равенство мужчин и женщин, в реальности женщины имеют ограниченные возможности для реализации своих прав по сравнению с мужчинами.

В период резкой смены общественной формации женщины оказались вытесненными из многих сфер общественной жизни. Резко сократилось их трудовое участие, представительность в органах управления и политике, и, соответственно, резко снизился общественный статус женщины, ее участие в управлении государством.

Стали возрождаться патриархальные традиции, в том числе религиозные взгляды, осуждающие публичную жизнь женщин и предлагающие ей место только у домашнего очага, воспитание детей и работу только в пределах своей семьи. В частности, процессы приватизации государственного имущества и земельная реформа прошли при мизерном участии женщин, составляющих половину населения страны. Промышленные предприятия в частную собственность и землю в пользование получили в основном мужчины. Среди глав дехканских хозяйств в 2000 году женщины составили всего 2%, при этом зачастую они являлись руководителями лишь на бумаге.

Именно в сфере экономики наблюдалось самое значительное неравенство между мужчинами и женщинами, многочисленные препятствия для женщин при приобретении собственности. Между тем, государственная политика направлена на обеспечение экономического равноправия, что включает фактическую реализацию права на труд, равную оплату труда, достойный жизненный уровень, защиту прав собственности.

В последние годы, в результате совместной работы правительства, международных и женских НПО страны ситуация заметно улучшилась: многие женщины были вовлечены в бизнес, получили землю и кредиты, некоторые стали руководителями дехканских хозяйств; число женщин, глав дехканских хозяйств, увеличилось с 2% до 13,4%.

Но ситуация в сфере имущественных прав женщин далека от равноправной. Несмотря на то, что среди работающих в сельском хозяйстве женщины составляют большинство - около 56% - подавляющее число находится в роли наемных работниц, а не глав дехканских хозяйств. Зачастую работницы даже не осознают, что работают уже не в колхозе, а в самостоятельном хозяйстве, принадлежащем конкретному лицу.

Земля же в основном принадлежит мужчинам, поскольку более 89% посевных площадей, используемых дехканскими хозяйствами, принадлежит хозяйствам, возглавляемым мужчинами, и всего лишь 10,4% - женщинами. Поэтому для дальнейшего продвижения идей гендерного равенства необходимо приложить еще много усилий.

Депутат Галия Рабиева разъяснила суть внесенных поправок, подчеркнув, что внесенные положения будет необходимо активно претворять в жизнь.

«Поправка, внесенная в статью 7 Земельного Кодекса РТ, определяет механизм исполнения данного требования, а именно - конкретные государственные органы, которые будут воплощать его в жизнь. Это местные исполнительные органы государственной власти», - поясняет она.

По представлениям, сложившимся еще в советские года, имуществом супругов считается жилье и предметы бытового назначения. Мужчины Таджикистана негласно решили, что земля и другая недвижимость должна принадлежать только им. Тем более, что законодательством нигде прямо не оговаривалось право супруги на землю. Именно этот недочет и был ликвидирован поправкой.

«В статье 10 ЗК РТ устранен пробел в части права на пользование земельным участком, которое получено во время пребывания в браке. На него распространяются положения о совместной собственности супругов, установленные гражданским и семейным законодательством», - говорит Галия Рабиева.

Депутат пояснила, согласно Гражданскому кодексу, статьей 304 указывается, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. И правила, и порядок определения долей супругов в общем имуществе при его разделе устанавливается Семейным кодексом Республики Таджикистан (СК РТ).

А в самом Семейном Кодексе, в свою очередь, определяется понятие и порядок раздела общего имущества супругов, а также пользования и распоряжения им.

То, что в тексте СК РТ не было упомянуто ни слова о земельных участках, понятно - ведь кодекс писался в то время, когда еще не существовало прав на пользование землей. Вот и получилось, что всех положений трех кодексов явно не хватало, когда речь шла о разделе земельного участка.

Между тем, острота «вопроса о земле» нарастает с каждым годом. В Таджикистане уже сейчас наблюдается дефицит земли при быстро растущем населении, и при спорных вопросах о владении землей женщины не могли опереться на закон.

Мигрант Ильхом Насыров, проработавший пять лет на чужбине, принял решение создать новую семью с русской женщиной и навсегда остаться жить в России. Своей прежней супруге, матери его троих детей, он сообщил, что не вернется домой, а земельный участок семьи он решил передать во владение своих родителей.

Однако Муккадас Насырова не могла возвратиться в дом своих родителей, как того желал ее муж, поскольку в отчем доме проживали ее женатые братья, и в доме «буквально негде повернуться» - там проживает более 30 человек.

«Я не согласилась с решением Ильхома, и подала в суд. Вот уже полтора года все тянется этот земельный спор, и я не была уверена, что смогу переоформить землю на себя. Недавно юристы общественных организации рассказали мне о последних поправках в Земельный кодекс, и теперь у меня появилась надежда сохранить эту землю и оставить ее своим детям », - рассказала жительница района Бохтар Хатлонской области Муккадас Насырова.

Подобные жизненные истории повторяются в разных районах Таджикистана и во многих семьях.

Назар Турдыев, Voice of Freedom, Душанбе

Фото: Doug Brown 37, Flickr.com, лицензия Crеative Commons

Адрес статьи:

vof.kg

Предыдущая статьяГундогар :: Итоги работы правительства за 9 месяцев 2012 года: грандиозные успехи по всем направлениям
Следующая статьяСимволы счастливой эпохи | Хроника Туркменистана