К чему приведут Иран ужесточения в социальной жизни страны?
15.12.2012, Новое восточное обозрение
Юлия Чмеленко
Сегодня внимание иранского правительства полностью сосредоточено на вопросах, так или иначе касающихся ядерной программы страны. Прежде всего, Тегерану приходится бороться за право отстоять собственные интересы на мировой политической арене, а также справиться с кризисом в экономике в результате наложенных Западом санкций. В то же время по причине необдуманных действий правительства в стране происходит уничтожение культуры иранской нации. В частности, из-за отсутствия спроса у посетителей закрываются старейшие музеи страны и вводятся законы, ограничивающие женщинам доступ к образованию. Все эти действия дают возможность США приклеить на Иран клеймо страны радикальных исламистов и получить тем самым веские аргументы для требования тотального разоружения республики.
Нащупав слабые места в духовной сфере иранцев, Вашингтон именно туда наносит удары, меняя экономические санкции на социальные, гораздо более разрушительные по своей природе. В частности, США ввели санкции против иранских граждан и правительственных организаций, которые, по их мнению, ограничивают иранцев в доступе к информации и применяют репрессии против СМИ. Данные запреты коснутся также министерства культуры Ирана, министра связи Резы Тагипура (Reza Taghipour) и университета имени имама Хусейна (Imam Hossein University). На сегодняшний день санкции введены против 17 физических и юридических лиц. Им запрещен въезд на территорию Соединенных Штатов, а американским гражданам запрещено вести с ними деловые отношения. Кроме того, Вашингтон заморозит и счета всех фигурантов «черного списка».
Со своей стороны, пресс-секретарь госдепартамента США Виктория Нуланд объяснила данные меры вынужденными. Так, по ее утверждениям, Тагипур вынудил Вашингтон пойти на такие меры после того, как распорядился глушить иностранное спутниковое телевещание, а также блокировать многие иностранные сайты. Иранское министерство культуры, по американским данным, не только закрыло некоторые газеты, но также преследовало журналистов и людей творческих профессий. Таким образом действия США в первую очередь направлены на то, чтобы «помешать Ирану создать информационный занавес». В этих целях в Конгрессе США готовится пакет новых санкций против Ирана, которые ограничат связи исламской республики с остальным миром. Новые санкции будут введены, если Тегеран не согласится ограничить свою ядерную программу в соответствии с требованиями мирового сообщества.
Удивительно, но в данных обстоятельствах правительство республики также способствует расшатыванию социальной жизни иранского общества. Так, из-за отсутствия посетителей оно с легкой руки министерства культуры и туризма подписало приказ о закрытии одного из старейших публичных собраний - Музея национального искусства, основанного в 1930 г.
Помимо закрытия музеев, иранская интеллигенция столкнулась еще с одной, куда более серьезной проблемой - власти страны приняли решение об исключении женщин из университетов Ирана. Под влиянием правительства 36 университетов в Иране прекратили обучение женщин по 77-ми академическим дисциплинам, в число которых входят инженерное и бухгалтерское дело, химия, математика, компьютерные науки и управление промышленностью. Целесообразность принятого решения объясняется необходимостью создания «баланса» в образовательной системе, где численность женщин стала доминировать над мужчинами. Среди других причин также называется высокий уровень безработицы среди женщин с высшим образованием и ограниченность рабочих мест. Однако фактически диспропорция между выпускниками университетов и наличие высокооплачиваемых рабочих мест не зависит от пола молодого специалиста. Согласно статистическим данным, в Иране недопустимый уровень безработицы - 20% граждан моложе 30 лет не имеют работы.
Фактической причиной снижения количества мужчин среди учащихся университетов зачастую является простое нежелание юношей получать высшее образование, что и приводит к «дисбалансу» между мужчинами и женщинами в университетах. Эксперты видят в сложившейся ситуации результат слабой неисламской экономической политики иранской системы, которая оказалась неспособной создать соответствующие возможности трудоустройства для выпускников ВУЗов.
Введение ограничений на женское образование в стране вызвало массу толков о радикальной исламизации страны. Однако представитель Центрального информационного офиса университета Хизб ут-Тахрир доктор Назрин Наваз утверждает, что в действительности мусульманская религия придает образованию женщин особую важность. Так, в системе Халифат была создана исламская цивилизация, которая просуществовала более 13 веков, и в сени которой процветало женское образование. Фатима Аль-Фихри в IX в. основала первый университет в мире - университет Къаравиин в Марокко. Престижный каирский университет Аль-Азхар также предоставлял женщинам не только право быть студентами, но и преподавателями, в то время как аналогичное право женщинам на Западе было предоставлено только спустя несколько столетий. Все это подтверждает то, что исламские принципы, на которых основывается Халифат, не различают разницу между мужчиной и женщиной в отношении их гражданских прав и доступе к высшему образованию в соответствии с требованиями шариата. По мнению доктора Назрина Наваза, сегодняшняя проблема образования главным образом кроется в экономической системе. Поэтому в данной ситуации необходимо создавать процветающую экономику и решать вопрос трудоустройства, создавая места для выпускников ВУЗов. По его мнению, лишение женщин возможности обучаться на определенных специальностях принесет, скорее, вред, чем пользу государству.
Таким образом, становится очевидным, что, ужесточая систему образования в стране и закрывая старейшие музеи, проблем в экономике Тегеран не решит. Наоборот, такими методами правительство республики собственноручно ослабляет государство изнутри, а также дискриминирует ислам в глазах мировой общественности. Это, в свою очередь, дает еще один повод США и Израилю объявить новый «крестовый поход» на древнюю иранскую землю.
Юлия Чмеленко - обозреватель Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».