CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Крупнейший евразийский проект с китайским участием вряд ли оправдает надежды его организаторов

14 января 2013

Почему Шанхай почти не виден?

14.01.2013 10:00, dn.kz

Крупнейший евразийский проект с китайским участием вряд ли оправдает надежды его организаторов

Юрий Сигов, Вашингтон

На фоне весьма неэффективной и непоследовательной деятельности крупнейших международных организаций все чаще страны на самых различных континентах возлагают надежды на создание сильных и влиятельных региональных структур. С точки зрения продуманности действий и оперативности принимаемых решений ставка именно на региональные, а не на глобальные организации вроде бы логична. Однако как показывает практика (и прежде всего относительно ситуации, складывающейся на постсоветском пространстве) от громко звучащих, но мало чего на самом деле из себя представляющих «структур районного масштаба» также толку особого не наблюдается.

Показательно, что все подобные организации регулярно проводят разного рода саммиты, встречи без галстуков и пиджаков, приглашают на них многочисленных точно таких же «свадебно-участвующих» наблюдателей и «партнеров по сотрудничеству». Но в этом практически всегда и заключается единственное предназначение всех многобуквенных объединений регионально-международного масштаба. Потому как под самим фактом их создания во многих случаях лежит совершенно ошибочная философия и понимание (а точнее - недопонимание) нынешних мировых реалий.

Именно такой мало кому понятной (кроме тех, кто в разного рода ее секретариатах да комиссиях с комитетами работает) и является структура под названием Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В свое время при ее создании много говорилось о неизбежном росте влияния именно центральноазиатского региона в международных делах. А с участием России и Китая -двух крупнейших держав не только в Азии, но и всего евразийского континента, проект под названием ШОС, казалось бы, неприменно должен будет «уесть» все те международные организации, где ключевые роли играют Соединенные Штаты и ведущие западные государства.

Однако как показал декабрьский саммит глав правительств стран ШОС, само существование этой организации остается под очень большим вопросом. И еще больше туманности в перспективах ее какой либо будущей роли в евразийских делах. Проблема здесь не только в том, что по результатам подобных саммитов да рукопожатных сабантуев не подписывается ничего конкретного и значимого для политики и экономики стран региона.

Главное здесь то, что ШОС за последние годы превратилась по сути дела в филиал китайского госбанка, в котором кредиты и программы, раздаваемые в Центральной Азии, определяются исключительно китайскими ответственными товарищами. А вся политическая «начинка» ШОС так и осталась пустой говорильней без каких либо шансов на изменение сложившегося положения.

Зачем создавали - не очень как-то помнится. А что с созданным делать - никто до сих пор не задумывается

Напомню, что на начальном этапе Шанхайская организация сотрудничества создавалась как региональный механизм для окончательного разрешения приграничного размежевания стран Центральной Азии, России и Китая после распада Советского Союза. Никаких особых замыслов насчет глобальности, межконтинентальности и евразийности ни у кого из организаторов ШОС и в помине не было. В тот момент считалось, что поделим-перечертим границы друг с другом без особых конфликтов и разборок - и уже на том спасибо.

Потом вроде как стали думать о «большом транспорте» и еще «большей торговле» друг с другом. В принципе выгоды от единых рынков от берегов Тихого океана до Балтийского и Каспийского морей очень даже осязаемы. Но слишком уж разные были изначально запросы участников ШОС от ее существования. Да и Китай принципиально повел себя внутри этой крайне аморфной организации не как рядовой партнер, а как большой и богатый начальник.

Противопоставить ему ни России, ни тем более «младшим центральноазиатским братьям» оказалось нечего. Чем Пекин оперативно и воспользовался (плюс помог этому глобальный финансовый кризис в 2007-09 годах). В результате ШОС изнутри по китайскому замыслу довольно быстро превратилась в двусторонний «клуб по китайским интересам». Пекин щедро раздавал кредиты нуждающимся, сирым и убогим (Таджикистан, Кыргызстан), продавливал свои интересы в энергетике Казахстана и Узбекистана (но не через ШОС, а на двустороннем уровне, не забывая при этом и о Туркменистане).

Российскую же сторону в этой организации китайские партнеры в темпе задвинули куда подальше, потому как у Москвы здесь не было ни реального политического веса, ни тем более - дельных и эффективных проектов по развитию центральноазиатского региона. Попытки же России как-то умерить «финансово-торговый пыл» китайских товарищей ни к чему не привели. Напротив - КНР резко усилила свое влияние внутри ШОС, и последние два года фактически диктует все основные «правила игры» в эту евразийскую организацию, находящуюся под все более откровенным китайским патронажем.

Что также принципиально: совершенно непонятно уже и самим участникам, а для чего вообще нынче служит эта во многом экзотическая организация? Для чего ее создали кое-кто еще вроде как припоминает. А вот что с ней дальше делать- темный лес. Политические интересы у каждой из входящих в ШОС стран различные (что вполне естественно), желание каждой из них проводить свой курс внутри этой организации также сомнений не вызывает. А с экономической точки зрения почти все, на что ШОС могла бы сгодиться, «растаскивается» по двусторонним связям, и куда эффективнее именно в таком формате работает, нежели в дебрях бюрократической малоподвижной структуры.

По большому счету Китай, который явно доминирует в рамках ШОС по всем ее основным направлениям деятельности, к самой этой организации проявляет минимальный интерес. Страны Центральной Азии тоже мечутся между Западом и Востоком, поддерживая свои многовекторные позиции то навстречу Америке с Евросоюзом, то к России поближе, то к Турции с Ираном, а то и ко всем сразу, чтобы, дескать, «посоревновались» между собой на нашей территории - авось и нам что с того выгорит?

Позиция же КНР в этой органзации не просто становится ключевой, но и все меньше заинтересованной в каком-то полезном для всех ее участников переформатировании деятельности «Шанхайской шестерки». Причем подобное поведение Пекина вполне оправдано, потому как китайские руководители никакого внятного будущего от существования ШОС попросту не видят.

Пекин работает там, где видит для себя перспективу. А где ее не видит, там работу только иммитирует

В последнее время написаны уже горы трудов самого различного объема (от полустраничных аналитических справок и записок до нескольких томов серьезных с виду исследований) о якобы неизбежном столкновении интересов Китая и США в Азии. Что только политологи да аналитики не сочиняют - и торгово-экономическое противостояние между Вашингтоном и Пекином в Азии чуть ли не чревато новой мировой войной. И бедняга-американский президент уже якобы специально смотался в турне по трем азиатским странам, чтобы помахать там звездно-полосатым флагом назло «китайскому супостату».

А в самом Пекине только вроде бы спят и видят, как бы повытеснять Америку со всего азиатского «театра военно-политических действий». Тем более, что сама по себе Азия вроде как вотчина именно азиатских народов (под китайским присмотром желательно), а вовсе не далеко расположенных от ее берегов американцев.

На самом деле Соединенные Штаты сделали для себя сугубо прагматичный вывод: будущее нашей планеты в ее развитии (прежде всего торгово-экономическом) лежит не в Европе, странах СНГ, Латинской Америке или Африке, а в Азии. И именно туда и надо направлять свои основные силы (желательно со страховкой в виде военно-политической дубинки). А то, что там географически расположен Китай, так это даже для Вашингтона и неплохо (напомню, что у США с КНР торговый оборот превышает 1 млрд. долларов в день, так что кто, и с кем там борется или кому грозит - пусть продолжают и дальше гадать на кофейной гуще «знатоки-аналитики»).

Между тем у Китая есть четкое понимание того, что крупнейшие мировые проблемы решаются сегодня только в рамках важнейших международных структур, где сама КНР - главный и влиятельный игрок. Это пока еще ООН (где у Китая имеется место в Совете Безопасности и право вето, а так эта организация больше Пекину никакой практической пользы не приносит), большая «двадцатка» (где Китай в отличии от «большой восьмерки» может всегда сыграть свою собственную полит-партию с ведущими государствами планеты). И только затем идут «конторы» типа ШОС, где Китай хоть и играет ведущую роль, но сама эта организация ни на что реально ни в регионе, ни глобально не влияет.

Политически через ШОС Китаю в Центральной Азии делать нечего (он всю свою политику проводит посредством экономики и торговли, а для этого достаточно и двусторонних кредитных соглашений и двусторонней торговли с каждой из стран Центральной Азии). Да и в банковском сотрудничестве КНР уже определила, что надо и дальше покрепче «подсаживать» на свои немеряные деньги соседей-центральноазиатов. С помощью чего они держатся на «финансовом поводке из Пекина» куда крепче, чем оставшийся от существовавшего ранее СССР русский язык и советское общее культурное наследие.

Все на защиту Центральной Азии! Только от кого - от Америки, или друг от друга?

Есть у ШОС и ее крайне подвешенного международного статуса еще один важный аспект деятельности, который лишь теоретически затрагивается ее участниками. Речь идет о военном сотрудничестве, или о его возможном оборонном измерении, которое могло бы как-то подтянуть по крайней мере страны Центральной Азии к России. А Китай надежно мог бы так обеспечить себе свои западные тылы, тем более, что будущее Афганистана по-прежнему висит в воздухе. И что произойдет во всем регионе по этой причине через пару-тройку лет предвидеть сейчас там не сможет никто.

Показательно, что Россия пытается создать некий блок центральноазиатских стран с собою во главе в рамках ОДКБ, а Китай на всю эту внешнеполитическую суету со стороны смотрит, и снисходительно посмеивается. Ведь КНР никогда, и ни с кем в военных союзах не намеревалась состоять. И никаких военных структур (даже с самыми вроде бы со стороны для Пекина благими намерениями) создавать с «посторонними» не планирует.

Также весьма натянутыми по фактам выглядят так называемые якобы «американские военные угрозы Центральной Азии». Тем более в свете планируемого (но еще неизвестно когда, и в каком формате осуществимого) вывода войск сил коалиции НАТО из Афганистана. На данном этапе никакой структуры коллективной безопасности для Центральной Азии нет, и нет никаких структур или международно-региональных организаций, в рамках которых нечто подобное планировалось бы создать.

Уместно отметить и тот факт, что у самих стран Центральной Азии взгляды на свою собственную безопасность достаточно существенно разнятся (Туркменистан, Узбекистан). Для них как раз не партнеры по ШОС типа России и Китая, а скорее Соединенные Штаты и страны НАТО являются куда более весомыми гарантами безопасности и стабильности.

А существуют ведь еще и довольно серьезные разногласия между самими центральноазиатскими государствами (наличие пограничных проблем, водные «взаимо-недовольства» и многое другое). И здесь ни Россия, ни Китай на ход событий в регионе, скорее всего, вообще будут не в состоянии оказать никакого влияния - как это уже было с Андижаном, Ошем, и гарантированно произойдет в случае новых региональных пертурбаций.

Что касается вооруженных сил КНР, то китайская армия готовится не к завоеванию соседних территорий военной силой (для этого прекрасно и эффективно работают другие механизмы - от двусторонней торговли до предоставления кредитов на 30 лет под 1-2 процентов годовых), а к возможным вспышкам различной силы локальных конфликтов. Там китайская армия намерена действовать быстро, агрессивно, и решительно отстаивать интересы своего партийного руководства. А все остальное - международные структуры, региональные «клубы по интересам» и прочее - дело для Пекина десятое, и очень даже неприоритетное.

Поэтому почти гарантировано, что (речь идет не только о наступившем году, но и более отдаленной перспективе) ШОС ожидает имено такое, аморфно-неприоритетное во всех отношениях будущее. Встречаться между собой первые лица государств, премьеры да министры могут еще по инерции несколько лет и дальше. Обмениваться рукопожатиями, перекладывать со стола на стол кипы «протоколов о намерениях» и «проектов создания молодежных и женских ассоциаций» - это, видимо, и будет та деятельность, на которую по-прежнему планируется расходовать силы и средства «шанхайской шестерки».

И так будет продолжаться до тех пор, пока не будет кардинально переосмыслен сам факт создания и наличия «про-китайской евразийской организации», в которой каждый живет по собственным национальным интересам. И пока каждому куда ближе к телу будет своя рубашка, нежели та, что была «сшита» впопыхах в Шанхае, и которую никто до сих пор не в состоянии подогнать-приталить под свой собственный индивидуальный размер-фасон:

dn.kz

Предыдущая статьяТуркменистан примет участие в энергетическом и водном саммитах в ОАЭ
Следующая статья"Загадочная геологоразведка" Ирана на Каспии