CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Очередной виток кыргызского национализма: убрать узбекский язык!

18 января 2013

Очередной виток кыргызского национализма: убрать узбекский язык!

18 января 2013, Махаля

После июньских событий 2010 года продолжается массовые гонения узбеков в Кыргызстане, осуществляемые местными властями совместно с правоохранительными и криминальными структурами республики. Все действия в отношении узбекской части населения показывают, что в стране ведется целенаправленная политика преследования и уничтожения национального меньшинства.

В стране реализуется комплекс морально-психологического воздействия на представителей узбекской общины. Здесь особую активность проявляет одиозный мэр города Ош Мелис Мырзакматов. В целях укрепления своего авторитета среди националистически настроенных руководителей республиканского уровня и депутатов парламента страны, он делает все, чтобы закрыть узбекские школы в городе, переводя их на киргизский язык обучения.

Решающий шаг в этом направлении М.Мырзакматов совершил в канун Нового года. Градоначальник собрал наиболее авторитетных старейшин узбекской общины города, которых поздравил с наступающим праздником и одарил беспрецедентными подарками - каждому по 5 тысяч сомов. Естественно, он попросил об ответной услуге - наказал собравшимся организовать среди родителей учеников 14 узбекских школ Оша сбор добровольных заявлений, где те должны просить перевести обучение в их школах на киргизский язык. Заявления будут переданы на рассмотрение депутатам Ошского горкенеша, а после несомненного их утверждения мэрия Оша получит официальное право на искоренение узбекского языка в школах.

Сейчас работники айыл укуматов и женские советы города активно собирают такие заявления с родителей учеников узбекских школ, что вызывает огромное возмущение руководителей правозащитных организаций из числа представителей узбекской общины. Они выражают недовольство националистической инициативой Мелиса Мырзакматова и обратились по данному вопросу в ряд международных организаций. Представители МНПО также критикуют работу мэра по преобразованию узбекских школ в киргизские, расценивая данную ситуацию в качестве ущемления прав нацменьшинств.

Однако призывы правозащитников не влияет на растущий национализм. Так, по официальным данным, если в 2003 году число начальных и средних школ с узбекским языком обучения в Кыргызстане было равно 141, то в 2012 году - до объявления инициативы М.Мырзакматова - их оставалось 91.

Стоит отдать должное кыргызским националистам, которые довольно неплохо продумали и спланировали благозвучность осуществляемого на юге страны выдворения узбеков и их языка. Дело в том, что все переводы узбекских школ на кыргызский язык обучения сопровождались публикациями в СМИ, где цитирую: «все делалось по просьбе местных жителей».

Так, было, к примеру, в городе Ноокат, что на юге Кыргызстана. Здесь сразу семь узбекских школ перешли на кыргызский язык обучения, как сообщило агентство «АКИпресс», по той же самой «просьбе местных жителей». «Вполне понятно, что, даже если кто-то и не хочет отказываться от своего гарантированного Конституцией права на получение образования на родном языке, ему лучше не высказывать своего мнения (которое тоже гарантировано Конституцией)», - написал по этому поводу журналист Эльмурад Касым на сайте Registan. Уменьшение числа узбекских школ связывают и с массовой эмиграцией узбеков после событий июня 2010-го. Называют еще одну причину - отсутствие учебников и других учебных материалов.

С другой стороны эксперты называют одной из искусственно созданных причин, по которой некоторые родители действительно сами переводят своих чад в кыргызские классы - это бесперспективность получения послешкольного образования на узбекском языке. Одна из учителей средней школы в городе Ош Тавакалхан Камилова отметила в ходе беседы с журналистами, что родители «не хотят, чтобы их дети ходили в узбекские школы, потому что у выпускников таких школ нет будущего». Впрочем, сама же Камилова, да и многие другие знают, что представители многих этнических меньшинств думают, что в Кыргызстане у них мало перспектив, даже если они овладеют кыргызским языком.

Та же самая ситуация сложилась и в части высшего образования, касающейся узбекского населения - разрушение довольно успешно действовавшей системы взаимодействия имеет огромные масштабы. До июня 2010 года в Кыргызстане действовали два вуза, в которых часть предметов для подготовки педагогов для узбекских школ преподавалась на узбекском языке. Это Кыргызско-узбекский университет в г.Ош и Университет дружбы народов в г.Джалалабад. Эти высшие учебные заведения были центрами культурной, духовной, научной, интеллектуальной, образовательной, воспитательной жизни и деятельности узбеков Кыргызстана.

После майских и июньских событий 2010 года, подвергшееся три раза погромам и поджогам, здание Университета дружбы народов в Джалалабаде по сегодняшний день стоит в разгромленном и разграбленном состоянии. Часть полученной Кыргызстаном международной помощи была предназначена для восстановления разрушенных учреждений образования, однако университету не выделено ни одного цента. И это делается несмотря на то, что в рекомендациях Международной независимой комиссии по изучению причин июньских событий 2010 года правительству Кыргызстана предложено заново отстроить этот вуз. На обращения коллектива Университета дружбы народов о помощи в восстановлении университета ни Министерство образования и науки, ни областные государственные органы, ни высшие органы власти не ответили конструктивными действиями по компенсации ущерба и восстановлению вуза. Более того, словно издевка над предложениями - был закрыт действовавший при университете лицей.

Тогда же, после июньских событий 2010 года Кыргызско-узбекский университет в Оше был временно переименован в Центрально-азиатский университет, а затем в Социально-индустриальный университет, но соответствующего постановления правительства не было, что создавало большие трудности при ведении документации. В связи с этим в июле 2011 года коллектив университета несколько дней проводил акции протеста с требованием решить вопрос о названии учебного заведения.

Всем уже давно ясно, что подобные меры, предпринимаемые властями страны, непременно приведут к росту недовольства среди узбеков, а переход от узбекского к кыргызскому в качестве первичного языка образования, в частности, является ничем иным как дискриминацией по национальному признаку.

Еще в начале 2012 года International Crisis Group подготовила доклад о ситуации на юге Киргизии. Представляя этот отчет, вице-президент организации Ален Делетроз в своем интервью отмечал, что представители узбекской общины в регионе по-прежнему подвергаются дискриминации и что это может привести к новым столкновениям. «Они абсолютно бесправны, беззащитны, а кроме того, стали жертвами сознательно распространяемых мифов. Главный миф: причиной кровавых событий июня 2010 года стало то, что ошские узбеки хотели отделиться от Киргизии, - заявил представитель ICG. - На самом деле никаких сепаратистских лозунгов узбеки не выдвигали. В частных беседах киргизские политики это признают. Но категорически запрещают их цитировать».

По его словам, в Ошской области после событий 2010 года узбеки «были уволены с руководящих должностей», представителей этой общины практически не осталось в силовых структурах. Происходящее Делетроз оценил как «сегрегацию по национальному признаку». Его высказывания вызвали возмущение кыргызской общественности. Вот и сейчас эти люди, ведомые «мырзакаматовыми», посягают на то, что до сих пор принадлежало узбекам - на их родной язык.

Что ж, дело за малым: отобрать и его, вслед за свободой, правами, жизнями:

Алишер Ибрагимов

maxala.org

Предыдущая статьяКиргизия ориентируется на российскую модель безопасности
Следующая статьяПриграничные конфликты: Воспитание кровью