Токон Мамытов: «Не решенные проблемы на границах - бомба замедленного действия для потомков»
23/01 14:34, Информационное Агентство Кабар
На днях указом президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева вместо прежнего главы Пограничной службы Закира Тиленова назначен депутат от фракции «Ар-Намыс», генерал-лейтенант Токон Мамытов. О том, какие изменения ожидаются в Пограничной службе, и как будут решаться пограничные вопросы, Т.Мамытов рассказал в интервью корреспонденту агентства «Кабар».
- Токон Болотбекович, какие проблемы и недостатки Вы видите в Пограничной службе Кыргызстана?
- Я бы разделил проблемы, касающиеся нашей Пограничной службы, на две категории: в первую очередь, конечно, есть то, что зависит от Пограничной службы, и то, что не зависит от нее.
Первая проблема в службе - это низкая заработная плата. Правительство пошло нам на встречу, парламент и комитет Жогорку Кенеша по бюджету поддержали решение о повышении заработной платы пограничникам. Вместе с тем нужно отметить, что есть и другие гарантии, которые составляют определенный социальный пакет. Не надо ограничиваться только повышением заработной платы, есть еще много других нюансов.
Вторая, безусловно, самая важная задача - организация на должном уровне охраны государственных границ. Чтобы на этой границе было как можно меньше пограничных инцидентов и правонарушений, надо добиваться выполнения закона «О государственной границе» и других законов и нормативно-правовых актов, которые регулируют пограничный режим.
Также Пограничной службе необходимо во взаимодействии с правительством добиваться того, чтобы границы, которые уже взаимно согласованы и описаны, и взаимно признаются между Кыргызстаном и его соседями, должны быть обустроены, то есть построены инженерные заграждения, технические сооружения.
Одной из задач также является укрепление пограничной дисциплины. Вы сами знаете, что в парламенте, на заседании комитетов неоднократно эти вопросы поднимались. Везде затрагивались вопросы, что в адрес пограничников высказывались критические замечания. Я не могу сказать, что стопроцентно эти высказывания имеют основания, но большая часть - это правда. Особенно, если вспомнить трагические случаи, вызвавшие смерть пяти человек, а также случаи самоубийства солдат. Это говорит о том, что надо укреплять воинскую дисциплину. Главное требование, которое я довел до руководителей подразделений - то, что если мы у родителей взяли нормального здорового ребенка служить, через определенное время мы должны вернуть родителям нормального, невредимого, более окрепшего, возмужавшего сына.
Безусловно, Пограничная служба должна продолжать выполнять задачу по охране госграницы, то есть беспрекословно выполнять приказы и требовать это от тех, кто связан непосредственно с границей.
Еще одно направление, которое необходимо решать - это путь конфронтации, который никогда не приводил к миру и решению каких-то проблем. Противостояние - это не метод работы пограничников. И мы больше и дальше будем через диалог, через контакты, взаимные консультации, через погранпредставительские встречи, через встречи руководителей пограничных ведомств соседних государств решать общие накопившиеся проблемы на границах между нашими государствами, в частности, в Ферганской долине.
Я думаю, если мы эти задачи выполним, то тем самым сделаем все для того, чтобы и в Кыргызстане, и в соседних государствах, и в целом в Ферганской долине был мир и порядок.
- Для решения этих проблем необходимо, как известно, соответствующее финансирование. Сколько требуется Погранслужбе для модернизации? И как Вы намерены решать проблему с финансированием?
- Сейчас я точную сумму назвать не могу, так как это затрагивает целый комплекс вопросов. Укрепление и обустройство границ - это же не только провести колючую проволоку. Там есть еще ряд других вопросов, которые необходимо решать. После того, как парламент принял соответствующее постановление, касающееся событий 5-6 января, правительство и Погранслужба каждый день работают над этим. Как известно, на юге были две группы - правительственная и парламентская. Они выслушали дополнительные нюансы относительно не только границ, но и строительства начальной школы, фельдшерско-акушерских пунктов, ремонта других зданий, строительства клубов. То есть, там были и другие вопросы, касающиеся социальных проблем. Эти вопросы рассматриваются, поэтому говорить о сумме очень трудно. Сейчас правительство уточняет необходимую сумму. Насколько знаю, премьер-министр проводил совещание с участием руководителей силовых структур. Во время совещания вопрос финансирования также поднимался.
- Как Вы оцениваете действия пограничников во время событий в анклаве Сох?
- В тот период толпа граждан сопредельного государства пересекла границу и пыталась захватить в заложники прапорщика нашей пограничной заставы и участкового сотрудника милиции. Пограничному наряду, который вовремя подоспел, удалось отбить их предупредительными выстрелами вверх. Я не знаю, каковы были бы последствия, если бы они попали к ним в заложники. На тот момент действия пограничников были правомерными.
А относительно установки столбов, нужно отметить, что во время установки пограничники соседнего государства говорили о том, что есть неописанные участки, и устанавливать столбы нельзя. Но наши пограничники договорились на следующий день провести погранпредставительскую встречу. И на нее в 10 часов прибыл начальник Баткенского пограничного отряда. Но, к сожалению, немного запоздала группа узбекских пограничников. И именно в этот момент произошла конфликтная ситуация. Я считаю, что здесь говорить, будто пограничники Кыргызстана недобросовестно выполнили свои задачи, безосновательно. На тот момент они сделали то, что могли. Отдельные представители общественности заявляют, что кыргызские пограничники действовали недостаточно решительно, однако я сейчас не хочу делать выводы и оспаривать это. Сейчас в Пограничной службе организовано расследование всех этих обстоятельств. И по его итогам мы дадим соответствующую информацию.
- Как еще стимулировать военнослужащих для того, чтобы они служили наиболее эффективно?
- Прежде, чем требовать качественную работу, мы должны создать соответствующие социально-бытовые условия. Не решены жилищные проблемы, вопросы трудоустройства, обустройства детей в школы и детсады, также такие проблемы, как некомплектность на пограничных заставах, отсутствие горюче-смазочных материалов - это все сказывается на эффективности работы пограничников. К тому же отдаленные заставы и пограничные посты соответствующим образом не оборудованы. Там еще очень много проблем, которые нужно решить и командованию Государственной пограничной службы, и Правительству, и местным органам власти, и другим правоохранительным органам. То есть здесь нужно решать эти проблемы комплексно и сообща.
- Нужно ли нам увеличивать число пограничников?
- К примеру, в анклаве Сох, там, где расположены наши одна-две заставы, сопредельное государство имеет 7 застав. Соотношение с соседним государством мы проигрываем 1 к 15. Даже Таджикистану мы проигрываем в соотношении 1 к 3. Но это не означает, что сразу надо увеличивать численность военнослужащих. Надо сделать так, чтобы молодые люди стремились служить в Пограничных войсках. Чтобы это было престижно, чтобы это было элитным подразделением Вооруженных сил. А для этого нужно решать не только вопрос зарплаты, социальных благ, а ликвидировать все порочные негативные явления, такие, как дедовщина, издевательства, противоречия между молодыми призывниками и старослужащими. Командиры всех звеньев должны сделать все для того, чтобы негативных моментов не было. Тогда молодые люди сами захотят, а если нет, то их родители приведут их к нам. Родители не должны беспокоиться, они должны быть уверены, что если их сын или дочь пошли служить в Пограничные войска, то за них не надо беспокоиться. О них позаботится государство в лице их командира. Когда мы этого добьемся, мы решим много вопросов.
- Как известно, у Кыргызстана много нерешенных пограничных вопросов с соседними государствами, в частности с Узбекистаном и Таджикистаном. На ваш взгляд, каким образом их можно решить?
- Знаете, пограничные вопросы не решаются за один день, за один год. Почему они не решаются? Многие вопросы не решались долгое время, то есть с 1924 года сразу после Октябрьской революции и по сегодняшний день, вот уже 90 лет. И сделать так, чтобы прямо сейчас премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев, или спикер парламента Асылбек Жээнбеков, или председатель Погранслужбы Токон Мамытов решил пограничные вопросы - так не бывает. То, что не решалось в течение стольких лет, и особенно то, что не решалось в течение последних 22 лет - это о многом говорит. То есть все проблемы накопились, и в результате мы имеем конфликтные ситуации, как в Сохе. Этот вопрос надо решать комплексно. Эти конфликтные ситуации, к сожалению, они были, есть, и, видимо, будут в будущем. Но на этом нельзя успокаиваться. Пограничные войска, местные органы власти, правительство, правоохранительные органы должны все вместе решать эти вопросы. Не только с нашей стороны, но вместе в диалоге с соседями.
Если мы не будем решать эти проблемы, то они останутся следующему поколению. Мы сами, как кыргызская, как таджикская, так и узбекская сторона - закладываем бомбу замедленного действия для будущих потомков. Поэтому надо эти проблемы решать. Во главу угла должны быть поставлены следующие принципы в решении пограничных вопросов:
Первое и самое главное - это стремление решить эту пограничную проблему. Во-вторых, решение должно быть построено на доверительной основе. В-третьих, решение должно быть основано на принципах взаимного уважения и взаимной выгоды. Нельзя сделать так, чтобы было выгодно только Кыргызстану, или только Таджикистану, или только Узбекистану. Так нельзя подходить. Решение пограничных вопросов - эта как улица с двусторонним движением. Вот только в таком случае, на основе взаимной выгоды можно исправить ситуацию. Но я думаю, что и Ташкент, и Бишкек, и Душанбе заинтересованы именно на основе этих принципов решать пограничные вопросы. Я думаю, что в ближайшие дни люди увидят первые шаги Ташкента, Бишкека и Душанбе. Мы это сделаем хотя бы на уровне районов, областей, на уровне пограничных служб, министерств и ведомств.
- Все чаще встречаются случаи убийства безоружных граждан Кыргызстана пограничниками сопредельных государств. Как предотвратить такие случаи?
- Чтобы предотвратить, необходимо не нарушать границу, не пытаться ее обойти в неустановленном месте. Все должно быть через КПП. Пропуск осуществляется через контрольно-пропускные пункты, на основании документов, удостоверяющих личность. И когда граждане пытаются обходными путями обойти КПП, естественно, люди, охраняющие границу, по закону обязаны предотвратить это нарушение, вплоть до применения оружия.
Конечно, я не хотел бы, чтобы люди нарушали и дальше, но вместе с тем, мне кажется, что узбекские и кыргызские пограничники должны договориться все-таки отрегулировать механизм и порядок применения оружия. Вероятно, должно быть достигнуто соглашение о неприменении оружия хотя бы в дневное время. В то же время органы МСУ и Пограничной службы должны проводить разъяснительную беседу с местным населением о правилах пересечения границы. Все вопросы, все нарушения будут продолжаться до тех пор, пока мы не решим главную проблему - вопросы делимитации и демаркации границ. Как решим, когда установим, взаимно признаем, соглашение подпишем, и когда парламент одобрит ратификацию, а президенты подпишут, и ратифицированные соглашения будут переданы на хранение в ООН, все эти пограничные проблемы будут практически сведены к нулю. За исключением отдельных единичных фактов.
- Какие новшества планируете внедрить в Погранслужбу КР?
- Я считаю, что нельзя изобретать велосипед. Надо использовать то, что до сих пор наработано в Погранслужбе, а также использовать профессиональный опыт, возможности и знания людей, работающих здесь. Кроме того, мне кажется, что один я ничего не смогу сделать, даже если я председатель. Я должен добиться того, чтобы мобилизовать всех, кто работает, чтобы они поддержали мое видение, мои взгляды, мои идеи. А для этого мои идеи и предложения должны носить конкретный и реальный характер. Они должны быть понятными для каждого. Если я этого добьюсь, значит, люди меня поддержат.
Беседовала Чолпон Сулайманова, «Кабар»