CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

В Кыргызстане никак не могут решить, как доить золотого тельца «Кумтора»

1 февраля 2013

В Кыргызстане никак не могут решить, как доить золотого тельца «Кумтора»

01.02.2013 08:19, Деловая Неделя

Жылдыз АЛИЕВА, Бишкек

На этой неделе власти Кыргызстана взялись за решение самой большой и щекотливой проблемы с иностранными инвесторами, иконой и одним из столпов местной экономики. Вопрос нешуточный: как делить доходы с самого крупного золотодобывающего предприятия страны, базирующегося на руднике «Кумтор» в Иссык-Кульской области? Того самого, который по своим запасам занимает 7-е место в мире. И того самого, который можно будет назвать примером коррупции в самых высших слоях власти.

Предприятие было основано в 1992 году. Это месторождение открыли еще советские геологи в 1970-х годах, но ввиду его высокогорья (более 3000 метров над уровнем моря) и других сложностей власти СССР не стали его разрабатывать. Новоиспеченной суверенной стране необходимы свои золотовалютные запасы и официальный Бишкек, приступил к реализации этого проекта. Самым странным и необычным в этой ситуации было то, что активным лоббистом прихода в Кыргызстан именно канадцев из компании «Камеко» выступал знаменитый писатель и крестный отец первого президента Аскара Акаева Чингиз Айтматов: Возможно, в итоге это и привело к тому, что Кумтор получил столь запутанную историю, про которую можно написать не один роман. И в литературе этой должно быть много глав и про закулисный дележ прибыли, и про нарушения законов, и про отставки правительств: Благо точка еще не поставлена. Сформулирован только очередной вопрос.

Мы проверяли-проверяли...

Различные комиссии проверяли «Кумтор» не раз, и не два. Обычно все кончалось выявлением не шибко больших нарушений, после которых, по странному совпадению, на руднике случались какие-то аварии, что сразу приводило к остановкам производства и, соответственно, снижению доходов сторон. Но тем не менее работа продолжалась, и почти ежегодно «Кумтор» давал до половины ВВП страны.

Еще Акаев в 2003 году дал согласие на «реструктуризацию» совместного кыргызско-канадского предприятия «Кумтор оперейтинг компани» (КОК) и его вхождение в состав новоявленного предприятия «Центерра». В том же году были определены и новые условия сторон.

В другой раз стороны подписали новый договор уже в 2009 году, когда после прихода к власти в 2005 году Курманбека Бакиева была развернута целая кампания по прессингу предприятия, которой руководил печально знаменитый теперь его сын Максим.

Новые власти тоже не стали долго тянуть, и с 2011 года начались очередные проверки «Кумтора». Сторонники соглашения с канадцами от 2009 года затягивали оглашение результатов работы очередной госкомиссии все лето и осень 2012 года, и под конец уходящего года стали известны некоторые факты.

Местная пресса пишет, что Госкомиссия направила акционерам «Центерры» обращение, где вкратце рассказывается о ее работе и основных выводах. В их числе о том, что с самого запуска проекта «Кумтор» (1992 г.) и в результате последующих реструктуризаций (2003 и 2009 гг.) КР «не получала справедливую и адекватную ее вкладу финансовую долю». А соглашения 2003-2004 и 2009 годов были для КР невыгодными и, вероятно, заключены под давлением некоторых отечественных государственных деятелей и представителей другой стороны.

Касаясь соглашения 2009 года, члены госкомиссии пишут акционерам, что оно дает «Кумтору» ряд неоправданных преимуществ по сравнению с другими участниками рынка и что это вызывает справедливое нарекание со стороны общественности и других бизнес-структур. В частности, практически все налоговые платежи и сборы заменены единым платежом от выручки.

«Кыргызалтын» является самым крупным акционером «Центерры», владея 32,75 процента простых акций. При этом он вынужденно играет роль владельца мелкого пакета акций и не имеет должного влияния на принятие решений и контроля их исполнения», - говорится в обращении.

Члены госкомиссии отмечают, что КР, как и все другие акционеры «Центерры», заинтересована в продолжении эффективной работы «Кумтора», тем более что запасов золота хватит как минимум до 2026 года. Поэтому комиссия считает, что проводить дальнейшую работу нужно строго в соответствии с законодательством при сохранении гарантий прав собственности и свободного ведения бизнеса. «Особенно это важно на фоне проводимой в республике работы по формированию привлекательного для иностранных инвесторов климата и благоприятной среды для развития бизнеса в КР в целом», - говорится в сообщении. В свете происходящего это звучит уже как насмешка.

Далее акционерам напоминают, что для продолжения эффективной работы важно приступить к решению накопившихся проблем, о которых указано в выводах, и прежде всего определиться со справедливым распределением доходов и расходов от проекта. Кроме того, Кыргызстан как место физического размещения проекта берет на себя все риски, связанные с экологическими изменениями из-за разработки рудника. Сегодняшняя же работа в этом направлении признана экспертами госкомиссии абсолютно недостаточной.

Резюме госкомиссии таково: продолжение работы на основе соглашения от 2009 года является несправедливым и неадекватным той роли, которую играет «Кумтор» в деятельности «Центерры», а потому должно быть аннулировано.

По мнению членов госкомиссии и министра экономики, такое положение вещей будет выгодно всем акционерам «Центерры», поскольку существенно повысит прозрачность «Кумтора» и его справедливость в глазах не только государственных органов, но и общественности республики.

Но почему об этом задумались только сейчас, по истечении четырех лет после подписания соглашения? Куда смотрели в 2009 году и до этого, пока шло обсуждение очередных условий работы? Где в то время были эксперты и политики с их активной гражданской и прочей позицией?

«Соглашение 2009 года устанавливает особые условия работы и уплаты налогов для «Кумтора», - рассказывает Темир Сариев. - По нему установлен только один налог (13 процентов) - с оборота, еще 1 процент - отчисления в фонд Иссык-Кульской области, в итоге 14 процентов. А средняя нагрузка на все остальные предприятия в Кыргызстане от 17 до 20 процентов»:

Интересно

В январе, одновременно со слушаниями в парламенте по «Кумтору», стартовал судебный процесс над тремя депутатами, членами оппозиционной фракции «Ата-Журт» Камчыбеком Ташиевым, Талантом Мамытовым и Садыром Жапаровым. Первые двое - земляки экс-президента Бакиева, а последний - уроженец Иссык-Кульской области, того региона, где находится золоторудное месторождение. Эта троица с середины лета 2012 года усиленно качала тему национализации золоторудного предприятия. Именно под этим лозунгом они полезли на забор парламента 3 октября 2012 года, при этом спровоцировав столкновения своих сторонников с милицией. За что 5 октября они были арестованы Генпрокуратурой по обвинению в «публичных призывах к свержению существующего конституционного строя» и «попытке захвата власти насильственным путем». В своих выступлениях на площадях нардепы требовали национализации этого проекта как наносящего ущерб национальных интересам Кыргызстана.

И вот 31 января в прессе появился законопроект, представленный лидером партии «Ата-Мекен» Омурбеком Текебаевым. В справке-обосновании о денонсации договора между «Центеррой» и правительством КР от 2003 и 2009 годов указывается следующее:

- Настоящий проект закона разработан в целях отмены незаконных и наносящих ущерб интересам Кыргызской Республики соглашений по проекту разработки золоторудного месторождения «Кумтор».

В 1991 году правительство Кыргызской Республики без проведения конкурса отдало право разработки кумторского месторождения канадской корпорации «Камеко» (хотя в тот момент имелись выгодные предложения от других инвесторов).

В декабре 1992 года в городе Торонто (Канада) между правительством Кыргызстана (Т.Чынгышев), госконцерном «Кыргызалтын» (Д.Сарыгулов) и «Камеко Корпорейшн» было подписано генеральное соглашение по «Кумтору».

Согласно генеральному соглашению, управление проектом «Кумторзолото» осуществлялось компанией «Кумтор Оперейтинг Компани» за вознаграждение в размере 4,5% от общего объема расходов. Предложенная схема управления проектом «Кумтор» существенно ограничила права кыргызской стороны как владельца 2/3 акций «Кумтор Голд Компани» (КГК). В частности, общее собрание акционеров (высший орган управления АО, согласно закону) фактически было подменено исполнительным комитетом, в котором 2 члена из 3 представляли «Камеко» и 1 - «Кыргызалтын».

Согласно генеральному соглашению 1992 года, «Камеко» взяло на себя обязательство по обучению граждан Кыргызстана и последующего найма местных кадров в проект «Кумтор». Данное обязательство не было выполнено. В результате, за годы работы проекта Кыргызстан так и не получил обученных кадров, способных заменить иностранных специалистов на месторождении и управленческих должностях. Не случайно, по состоянию на октябрь 2012 года из 16 основных руководящих позиций «Кумтор Оперейтинг Компани» граждане Кыргызстана занимают только 2.

10 мая 1993 года между правительством и «Кумтор Голд Компани» был заключен концессионный договор сроком на 50 лет (до 2042 года). Договор заключен без проведения конкурса, что нарушило статью 10, Закона «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в Республике Кыргызстан».

Согласно пункту 3.3. генерального соглашения, начальные инвестиции акционеров КГК в сумме 45 миллионов долларов США должна была осуществить «Камеко» через «Кумтор Майнинг Компани».

По ориентировочной оценке ТЭО 1993 года проект «Кумтор» стоил 276,6 миллиона долларов США. Постановлением правительства КР от 31 мая 1994 года принято ТЭО, по которому стоимость проекта возросла на 175,6 миллиона долларов. В обосновании отмечается увеличение строительно-монтажных работ (на 25%), разработка ТЭО (5,5 миллионов долларов США), вознаграждение за управление проектом (15,3 миллиона долларов США), расходы на консультантов и советников (5 миллионов долларов), юридические услуги (7,4 миллиона долларов США):

:По оценке и стандартам Госкомгеологии Кыргызстана и экспертной группы, созданной 22 мая 2007 года распоряжением премьер-министра Кыргызстана при образовании «Центерра Голд Инк», потенциал месторождения «Кумтор» был явно занижен. В частности, учтена только часть геологических запасов (57 из 237 тонн) и часть прогнозных ресурсов (21 из 200 тонн). Это не было случайным занижением. Потому что при размещении акций «Центерры» четко указано на вероятное и значительное увеличение ресурсов месторождения «Кумтор».

Эти и другие нарушения в ходе реструктуризации соглашений в 2003-2004 годах привели к потере АО «Кыргызалтын» дополнительных 11-13% акций «Центерры», что составило бы 71-83 миллиона долларов США в ценах 2004 года и не менее 142-166 миллионов долларов США по нынешним котировкам акций «Центерры».

24 апреля 2009 года принят новый пакет соглашений между Кыргызской Республикой, «Кыргызалтын», «Центерра Голд Инк», «Кумтор Оперейтинг Компани» и «Кумтор Голд Компани», который был ратифицирован жогорку кенешем 30 апреля 2009 года. В этот пакет входило также мировое соглашение, снимающее все претензии по арбитражным разбирательствам, по налогам и т.д.

30 апреля 2009 года ?142 жогорку кенешем Кыргызской Республики был принят Закон Кыргызской Республики «О ратификации Соглашения о новых условиях по проекту «Кумтор» между правительством Кыргызской Республики, открытым акционерным обществом «Кыргызалтын», канадской компанией «Центерра Голд Инк.», закрытым акционерным обществом «Кумтор Оперейтинг Компани», закрытым акционерным обществом «Кумтор Голд Компани» и канадской корпорацией «Камеко», подписанного 24 апреля 2009 года в городе Бишкек».

Для узаконивания достигнутых договоренностей правивший в тот период режим Курманбека Бакиева пошел на ратификацию соглашения 2009 года, хотя оно не являлось ни межгосударственным, ни межправительственным договором и, следовательно, не подлежало ратификации жогорку кенешем Кыргызской Республики:

Если после столь агрессивного наезда стороны смогут найти общий язык, то можно будет удивиться их хладнокровию и профессионализму. А если канадцы уйдут, то в Кыргызстан, может случиться, никто из крупных инвесторов не пойдет, а имущество страны за рубежом может быть арестовано, ведь «договор дороже денег» и «все условия обговариваются еще на берегу». И потом, как признался министр экономического развития Темир Сариев, в «республике нет юристов-международников высокого уровня».

dn.kz

Предыдущая статьяУровень бедности в Таджикистане снизился аж до 38,3%, - министр Рахимзода вкурил лютую дурь| ЦентрАзия
Следующая статьяМИД Таджикистана удивлен заявлением американских военных относительно Kam Аir | Новости Таджикистана-ИА «Азия-Плюс»