Переговоры с Ираном должны идти по плану России
27.02.2013, Новое восточное обозрение
Эльмира Таривердиева
В Алма-Ате проходит очередной раунд переговоров "шестерки" международных посредников с Ираном по урегулированию иранского "ядерного досье". От встречи Ирана и посредников, как, впрочем, и от предыдущих, никто не ждал прорывов. И тому есть несколько причин. Однако главная причина в том, что, видимо, стороны по-разному понимают слово "уступки", о которых так часто говорят и Тегеран, и Брюссель в контексте ядерных переговоров. В этом контексте одним из самых действенных шагов мог бы стать план по урегулированию ядерной проблемы, предложенный Россией.
Во встрече в Казахстане принимают участие верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили, а также политдиректора стран "шестерки". Российскую сторону представил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, американскую делегацию возглавляет заместитель госсекретаря по политическим вопросам Уэнди Шерман.
Это уже не первая безрезультатная встреча переговорщиков с Ираном, а в том, что она будет безрезультатной, сомневаться не приходится. Последняя встреча "шестерки" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) с Ираном состоялась в июне прошлого года.
Правда, на этот раз "шестерка" обновила свои предложения Тегерану в надежде на то, что иранцы конструктивно подойдут к переговорам и смогут дать адекватный ответ, Пресс-секретарь верховного представителя ЕС по иностранным делам Майкл Манн заявил по этому поводу: "Мы подготовили хорошую основу для переговоров, но что с ними будет (с переговорами), зависит от того, какая реакция будет у Ирана на представленные «шестеркой» обновленные предложения". По словам Манна, обновленные предложения "шестерки" учитывают высказанные ранее озабоченности Тегерана. "То есть это двусторонний процесс, и наши предложения принимают в расчет то, что было сказано нам Ираном ранее", - сказал он.
Не касаясь ядерного вопроса, Запад действительно готов на некоторые уступки в обмен на определенные уступки Ирана. Тем более, что в отличие от Северной Кореи, которая говорит, что хочет и имеет право обладать именно ядерным оружием, Иран настаивает на мирном характере своей ядерной программы и напоминает, что подписал договор о нераспространении, отрицая тем самым свой интерес к ядерному оружию. Кроме того, это религиозный режим, который недавно в очередной раз заявил, что желание создать ядерное оружие явилось бы тяжелым грехом и противоречило бы религии.
В случае согласия Тегерана на уступки, "шестерка" предлагает послабления в экономических санкциях, в частности, как недавно заявили страны Запада, они готовы рассмотреть возможность покупки иранской нефти золотом.
Но Ирану не нужны уступки, о которых говорит "шестерка", а нужны совершенно определенные результаты переговоров. На деле Иран уже не раз четко артикулировал свои требования к посредникам, поэтому вдвойне странно, что встреча все-таки прошла. Однако они изначально включают в себя то, с чем ЕС и США согласиться не могут и не смогут в ближайшем будущем, а именно право Ирана на разработку ядерной программы. Т.е., какие бы предложения не были сделаны Ирану, переговорщики заранее знали, что ничего такого, чем бы можно было заинтересовать Иран, они предложить не могут и, более того, не хотят. А план России по пошаговому ослаблению ситуации Запад в корне не устраивает как раз из-за того, что он устраивает Тегеран. Ситуация тупиковая.
Кроме того, страны "шестерки" понимают, что до президентских выборов в Иране, т.е. до июня 2013 г., никаких изменений в вопросе иранской ядерной программы не произойдет. Сегодня политики в Иране просто не захотят делать резких движений, сосредоточившись на внутренних проблемах страны и отстаивая право нации на ядерную программу. Поэтому очевидно, что на переговорах в Казахстане обе стороны сели за стол переговоров, имея различные подходы к разрешению сложившейся ситуации.
"Шестерка" безуспешно требовала от Ирана прекращения обогащения ядерного урана на период переговоров, но даже на это Тегеран не пошел. Более того, за несколько дней до встречи в Казахстане Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) заявило, что Иран установил центрифуги нового поколения на ядерном объекте в Натанзе.
Согласно отчету МАГАТЭ, иранские специалисты установили на ядерном объекте 180 центрифуг IR-2 и пустые корпуса для центрифуг. "Впервые Иран установил более продвинутые центрифуги, нежели IR-1", - говорится в отчете. При этом отмечается, что, согласно данным инспекторов, установка оборудования нового поколения началась в Натанзе 6 февраля с.г.
Т.е. Иран даже не сделал попытки смягчить ситуацию перед переговорами с Западом, ведь западные страны из числа переговорщиков настаивают на полном закрытии заводов по переработке урана, на что иранцы, безусловно, не пойдут.
Исходя из этого, сложно представить, под каким углом должны измениться позиции обеих сторон, чтобы переговоры не зашли в долгосрочный тупик. Самой важной проблемой на сегодня является отсутствие доверия между Ираном и "шестеркой". И тут свою положительную роль могла бы сыграть Россия и ее пошаговый план выхода из кризиса "иранской ядерной программы".
Министр иностранных дел России Сергей Лавров предложил программу "Step by Step", что позволит шаг за шагом уменьшить санкции взамен на уступки со стороны Ирана, однако эти уступки должны быть постепенными. Т.е. Москва логично предлагает не начинать переговоры об уступках прямо с закрытия всех заводов, а дать сторонам время преодолеть кризис доверия.
Безусловно, Россия выступает против возможности создания ядерного оружия в Иране. И, по сути, ее предложение позволяет безболезненно достичь этой цели. Как минимум, пока идут переговоры, можно надеяться, что ни одна из сторон не примет решение, которое может привести к катастрофическим последствиям для всего региона.
В данном случае мирный дипломатический переговорный процесс, санкционные меры, не затрагивающие обычное население и достаточно ощутимые уступки с обеих сторон могли бы стать начальными шагами для выхода из тупика.
При этом Россия может помочь и в том случае, если ее партнеры по «шестерке» решат применить силовой сценарий решения проблемы. В этом случае Россия и Китай, безусловно, в состоянии предотвратить конфликт, который может привести к непредсказуемым последствиям.
Эльмира Таривердиева, эксперт по Южному Кавказу, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».