ПОЕЗД ДУШАНБЕ - МОСКВА: АНТИСАНИТАРИЯ С ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОДТЕКСТОМ
25.04.2013, ПОЛИТКОМ.RU
Михаил Агаджанян
Россия настраивает партнёров по СНГ на более продвинутую интеграцию, в том числе и ресурсами «миграционного стимулирования»Резонансная проверка 14 апреля санитарного состояния пассажирского поезда Душанбе - Москва получила своеобразные комментарии таджикских представителей. В действиях российских властей они усмотрели попытку овладения рынком железнодорожных транспортных услуг Таджикистана и Узбекистана. Подобную конспирологическую версию выдвинул замначальника государственного предприятия «Рохи охани Точикистон» («Таджикская железная дорога») Каландаров на состоявшейся 22 апреля коллегии министерства транспорта республики.
Погранично-санитарный визит Рогозина и Онищенко в пассажирский поезд Душанбе - Москва был представлен как пролог к обретению Россией контроля над железными дорогами двух центральноазиатских республик, граждане которых отличаются особой миграционной активностью на рынке труда северного соседа. В аргументацию своей версии таджикские железнодорожники заложили фактологию наличия у России доли на рынках железнодорожных перевозок соседних Таджикистану и Узбекистану республик. Было указано, что Россия контролирует 80% рынка железнодорожных услуг в Кыргызстане и около 50% в Азербайджане.
Критическое недоумение партнёров России в Душанбе вызвал и факт осуществления в регулярном пассажирском поезде, следовавшем по штатному расписанию, проверки с участием должностного лица в ранге вице-премьера правительства. Высокий статус «ревизора» в интерпретации таджикских железнодорожников подчёркивает далеко идущие планы России в монопольном проникновении на транспортные рынки республик Центральной Азии.
В отношении озвученной из Душанбе версии подготовки Москвой «рейдерского захвата» пока не освоенных ею рынков железнодорожных перевозок в регионе трудно выдвинуть опровергающие доводы и при этом остаться в поле серьёзного анализа. Как говорится, без излишней иронии, которая так и напрашивается. Уж слишком заумную комбинацию предположили таджикские партнёры, узрев в произошедших событиях скрытые экономические замыслы экспансионистского характера со стороны российского правительства и РЖД.
Рогозин посетил с проверкой поезд из Душанбе в Москву не в ранге вице-премьера, а исходя из своего служебного положения в качестве руководителя Государственной пограничной комиссии. Вероятно, таджикскую сторону насторожило присутствие главного санитарного врача России, с именем которого в последние годы были связаны многие политические подтексты действий Москвы на постсоветском пространстве. У партнёров и оппонентов России на этом пространстве сложилось представление, что там, где появляется Онищенко следует ждать политических действий российской стороны исключительно ограничительного свойства.
Нечто подобное проявилось и в этот раз, по итогам проверки пассажирского поезда. В классической схеме «добрый и злой следователь», Онищенко занял позицию последнего, в то время как последовавшие заявления Рогозина были направлены на смягчение ситуации, исключение абсолютно ненужных осложнений в дружественных отношениях России со своими центральноазиатскими партнёрами.
Геннадий Григорьевич заявил, что такие поезда представляют угрозу санитарному здоровью всей нации. И настоятельно рекомендовал таджикской стороне изменить состояние пассажирских составов, следующих в Россию, иначе неминуем запрет на их въезд. Рогозин же не одобрил предложения российских чиновников о приостановке железнодорожного сообщения с Таджикистаном. Его позицию поддержал президент Путин.
Если вокруг проверки пассажирского поезда с российской стороны и был представлен «комбинаторский» стиль, то на бoльшую объективность претендует не транспортная, а миграционная подоплёка вопроса. Как наладить контроль за миграционной ситуацией в крупных российских городах? Этот вопрос плотно вошёл в поле общественно-политических дискуссий в России, он вызывает самый неподдельный интерес и желание прояснения со стороны обычных граждан огромной страны. Можно предположить, что власти разыграли «комбинацию» для демонстрации гражданам своей решимости овладеть миграционной ситуацией в стране, ввести её в поле хотя бы частично эффективного контроля.
Первым ходом в этой «комбинации» стал совместный проверочный визит Рогозина и Онищенко. По его итогам был запущен вопрос о необходимости ужесточения контроля на границах введением режима въезда только по загранпаспортам. Кстати, по данным ФМС России, большинство граждан Таджикистана прибывают в Россию не по железной дороге, а пользуясь услугами гражданской авиации.
Вторым ходом - заявления некоторых российских чиновников о целесообразности введения дополнительных миграционных мер, реализации мероприятий из серии «проверка на границах». Аккордом «трёхходовки» стали заявления президента Путина, который выступил в привычной роли арбитра. Глава государства на встрече с руководителем ФМС 18 апреля расставил акценты в нужных местах, скорректировал предложенные сроки в льготном для партнёров по СНГ режиме и приоткрыл цели в разыгранной «комбинации». Благами необременённого формальностями въезда своих граждан в Россию будут пользоваться исключительно те республики, которые уже состоят или к 1 января 2015 года станут членами Таможенного союза.
Россия настраивает партнёров по СНГ на более продвинутую интеграцию, в том числе и ресурсами «миграционного стимулирования». Побочные элементы такого целеполагания могут со временем распространиться и на сферу овладения контрольными пакетами в транспортных секторах республик ближнего зарубежья. Если Москве удастся ввести другие столицы СНГ в орбиту качественно новой интеграции, то многие вопросы решатся сами по себе или просто потеряют свою остроту для партнёров.
Главное в такой настройке на новую интеграционную волну не перейти черту, за которой находится чувство собственного суверенитета у республик бывшего СССР. На уязвлённом самолюбии политических элит не выстроить качественного содружества с результативной экономической отдачей.