CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Узбекистан: Каримов хочет поставить себе на службу энергию ветра и солнца | Eurasianet: Русская Служба

13 мая 2013

Узбекистан: Каримов хочет поставить себе на службу энергию ветра и солнца

Понедельник, 13 мая, 2013 - 04:26, Eurasianet: Русская Служба

by Мурат Садыков

Китайская компания по производству фотоэлектрических панелей Suntech Power Holdings, организовавшая эту систему панелей под Сан-Франциско, планирует построить совместно с Узбекистаном солнечную фотоэлектрическую станцию. (Фото компании Suntech)

Энергетический сектор Узбекистана переживает трудности и отключения электроэнергии становятся все более распространенным явлением. Дабы не дать развиться недовольству в массах, президент Узбекистана Ислам Каримов выступил с амбициозной программой развития возобновляемых источников энергии.

Сославшись на накопленный Узбекистаном «значительный опыт» исследований в области применения возобновляемых источников энергии, И. Каримов дал в марте поручение научно-исследовательским институтам республики форсировать реализацию экспериментальных проектов, направленных на использование энергии солнца, ветра и других возобновляемых источников. Так, например, он распорядился создать на базе Академии наук Узбекистана институт солнечной энергии с участием «международных финансовых институтов». Кроме того, президент распорядился организовать производство по выпуску фотоэлектрических панелей.

Это предприятие будет создано государственной энергетической компанией «Узбекэнерго» и китайским концерном Suntech Power Holdings. В октябре текущего года намечается ввод первой очереди мощностью 50 МВт, а выйти на проектную мощность 100 МВт планируется к 2015 году. Кроме того, по распоряжению Каримова осенью этого года «Узбекэнерго» планирует провести тендер на строительство в Самаркандской области солнечной фотоэлектрической станции мощностью 100 МВт и стоимостью 240 млн долларов.

Эксперты в целом с одобрением отзываются об инициативах Каримова, но многие испытывают скептицизм, сомневаясь, что его планы будут до конца реализованы. Начать с того, что сектору потребуются массированная государственная поддержка как организационного, так и финансового плана, поскольку мало кто из инвесторов извне стремится попытать свои силы в печально известном своей коррумпированностью Узбекистане. Однако пока неясно, из каких источников поступят столь необходимые государственные ресурсы. Более того, новым производителям электроэнергии нужно будет координировать свою деятельность с традиционными производителями, которые, скорее всего, займут настороженную позицию по отношению к альтернативным источникам. Эти важные подробности власти пока не торопятся разъяснять.

Как отмечает зав. отделом возобновляемой энергетики Каракалпакского отделения Академии Наук Узбекистана Юсуп Камалов, власти «тратят время на разговоры» о развитии возобновляемых источников энергии. Он считает, что медленному продвижению на этом пути Узбекистан обязан инерции своей бюрократической машины.

«Правительству следует быть честным с самим собой. Оно должно признать, что сектор традиционной энергетики субсидируется. Ресурсы, выделяемые под это субсидирование, следует постепенно перенаправлять на цели развития возобновляемых источников энергии», - отметил Камалов в интервью EurasiaNet.org по электронной почте. В подписанном президентом мартовском указе дано поручение подготовить в первом полугодии текущего года проект закона «Об альтернативных источниках энергии», однако пока такой законопроект на обсуждение в парламент не вносился.

«В возобновляемой энергии хорошо то, что здесь не требуется гигантских вложений на старте», - добавляет Юсуп Камалов.

Климат в Узбекистане является оптимальным для развития солнечной энергетики. По подсчетам государственного Центра экономических исследований (ЦЭИ), продолжительность солнечного сияния для различных регионов республики изменяется в пределах от 2410 до 3090 часов в году. Для сравнения: в Германии, являющейся мировым лидером в области солнечной энергетики, эти показатели составляют в среднем чуть больше 1700 часов в год.

Как сообщил в сентябре прошлого года профильный журнал PV Magazine со ссылкой на главного специалиста управления перспектив развития энергетики «Узбекэнерго» Музафара Мухитдинова, в течение ближайших нескольких лет компания планирует построить ряд фотоэлектрических станций общей мощностью более 2 гигаватт. Обшая мощность электроэнергетических объектов республики на настоящий момент составляет в целом 12,4 гигаватт.

Международные финансовые институты проявили определенный интерес к поддержке инициатив Узбекистана по развитию возобновляемых источников энергии. В 2011 году Азиатский банк развития (АБР) одобрил выделение гранта на сумму 2 млн долларов на цели становления солнечной энергетики в Узбекистане. Каким образом АБР может принять участие в финансировании нынешних широкомасштабных инициатив Каримова, представляется неясным. Неоднократные звонки и факсы в течение последних нескольких недель в адрес «Узбекэнерго» с просьбой о комментарии остались без ответа. Несколько попыток побеседовать с представителями АБР в Ташкенте также успеха не принесли.

Кто заплатит за мечты Узбекистана в области солнечной энергетики, остается неясным, однако, по словам одного инженера из Ташкента, работающего в области возобновляемых источников энергии и пожелавшего остаться неназванным, Узбекистан должен взять на себя обязанность по вложению инвестиций, если хочет остаться конкурентоспособным в XXI веке. «Несмотря на высокую стоимость производства энергии на базе возобновляемых источников, : осуществимость таких проектов не следует связывать исключительно с их экономической рентабельностью на настоящем этапе, - сказал он EurasiaNet.org. - Узбекистану не следует отставать от мировых тенденций, потому что потом это может привести к еще большим экономическим потерям».

Поставки традиционных энергоресурсов в Узбекистане уже находятся под сомнением. Хотя страна и располагает обширными запасами энергоресурсов, добыча нефти и газового конденсата в 2012 году упала до 3,2 млн тонн, ознаменовав собой падение на 11,6 процентов по сравнению с показателями 2011 года. Добыча природного газа упала в течение года умеренно - на 0,2 процента, составив 62,9 млрд кубометров. Одновременно с сокращением добычи Ташкент наращивает поставки своего газа на экспорт: как явствует из сообщений СМИ, объем экспорта вырос в прошлом году на четверть до 15 млрд кубометров. Поставки в этом году только в Россию и Китай, как ожидается, составят порядка 17,5 млрд кубометров, т.е. увеличение составит 17 процентов.

Это может объяснить, почему жители Узбекистана регулярно сталкиваются с дефицитом газа, электричества и тепла в зимний период, все чаще переходя на уголь и даже на дрова с кизяком.

Возобновляемые источники энергии могут дать Ташкенту возможность отправлять больше драгоценных энергоресурсов на экспорт, высвобождая объемы природного газа, используемые ныне для выработки электроэнергии для внутреннего потребления.

В непрозрачных условиях Узбекистана представляется неудивительным, что попытки развития возобновляемых источников энергии привели к публичному конфликту среди представителей политической элиты, возможно, затеявших подковерную борьбу за потенциальные доходы. Так, например, в марте месяце старшая дочь президента страны Гульнара Каримова посетовала в своем блоге, что работа вице-премьера Рустама Азимова над солнечной электростанцией в Самаркандской области «далека от прозрачности». Кроме того, Каримова подвергла критике процесс проведения правительством тендеров по проектам выработки экологически чистой электроэнергии с привлечением финансовых средств АБР и государственного Фонда реконструкции и развития Узбекистана. (В настоящее время имя Каримовой всплывало в рамках расследований по делам о коррупции и отмывании денег в Швеции и Швейцарии. На взгляд ряда местных аналитиков, эти ее нападки представляют собой попытку отвлечь внимание от собственного сомнительного поведения).

Планы Узбекистана по развитию альтернативных источников энергии являются весьма амбициозными. Правда, с точки зрения Юсупа Камалова из Академии наук республики, они все же недостаточно амбициозны: «Мир ушел далеко вперед, мы же отстали минимум лет на 30», - подчеркивает он.

От редактора: Мурат Садыков является псевдонимом журналиста, специализирующегося на освещении центральноазиатских событий.

eurasianet.org

Предыдущая статьяКыргызстан. Вместо детских садов - мечети, вместо учеников - экстремисты « Интернет газета - Белый Парус#more-79750
Следующая статьяИстория и перспектива отношений Ирана и Азербайджана | ИноСМИ - Все, что достойно перевода