"BBC" Что управляет протестной культурой в Кыргызстане?
четверг, 13 июня 2013 г. 10:22:06, inozpress.kg/
Рядом с традиционной юртой несколько пожилых женщин кыргызов сидят и сортируют детскую одежду на продажу. Они не торговцы. Они называют себя матерями-героинями, и они являются одной из движущих сил протеста в южном городе Джалал-Абад.
Эти матери-героини заняли площадь перед офисом губернатора области и находятся там с октября прошлого года. Они требуют освобождения трех оппозиционных депутатов, арестованных за предполагаемую попытку свергнуть правительство во время массового митинга.
Всего несколько дней назад их сторонники штурмовали в Джалал-Абаде здание местной администрации, заставив губернатора бежать. Они также заблокировали единственное шоссе, которое связывает север Кыргызстана с югом.
Такие протесты стали повседневной в жизни Кыргызстане. По словам премьер-министра Жанторо Сатыбалдиева, в 2012 году было 1 286 протестов по всему Кыргызстану. Это означает, что в среднем было больше, чем три протеста в день.
Фермеры, водители грузовиков, владельцы казино, фермеры, торговцы, полицейские - люди из всех слоев общества все чаще пытаются решать свои проблемы, выйдя на улицы. Уставшие от акции протеста несколько сотен человек провели демонстрацию против демонстрации в Бишкеке в начале этого года.
Медет Тюлегенов, политолог из Американского университета в Центральной Азии считает, что отсутствие доверия к власти легко выводит людей на улицы.
"Формальные механизмы для взаимодействия с властями слабы или полностью отсутствуют", сказал он. "Поэтому уличные протесты зачастую являются единственным вариантом".
«Народ»
Эта протестная культура была сформирована двумя массовыми восстаниями в Кыргызстане в последние годы. В 2005 году и повторно в 2010 году протестующие захватили местный Белый дом, где располагалось правительство, и свергли правившего президента.
Это привело к сегодняшней ситуации, в которой толпа в несколько сотен человек, некоторые из которых, возможно, получили оплату от заинтересованных сторон, могут "назначать" своих управляющих, директоров и других должностных лиц государства. Правительство обычно не признает «народные» назначения, но они также не могут игнорировать настроения на местах.
Ранее в этом году, например, новый начальник милиции в горной Нарынской области был вынужден покинуть свой офис после того как недовольные назначением местные жители и офицеры милиции штурмовали здание УВД. Хотя правительство настаивает, что глава милиции остается предпочтительной кандидатурой, он еще не вернулся в свой кабинет.
И каждый массовый митинг становится примером для подражания.
«Президент [Алмазбек] Атамбаев пришел к власти путем массовых акций протеста. Кроме того, он захватил Белый дом. Так почему мы не можем протестовать, а?", вопрошает Анархан Дыйканова, одна из матерей-героинь, ссылаясь на восстание 2010 года и в ответ на предположение, что был нарушен закон, когда губернатор Джалал-Абада был отстранен от власти.
На фоне этой растущей культуры протеста, новое правительство часто использует слово эл - «народ» - в своих призывах, акцентируя свои претензии на общественную легитимность. Один из лозунгов на веб-сайте Министерства внутренних дел говорит: "Вместе с народом и во имя процветания нашего Отечества".
Полиция также находит трудным разгон демонстрантов, даже если они нарушают закон. В Джалал-Абаде полиция наблюдала за протестующими, когда они перекрыли трассу - вызвавшее большую пробку и серьезные экономические потери для местных предприятий.
"Там были не только молодые люди", сказал Алмазбек Малабеков, начальник милиции района, где была заблокирована дорога. "Были пожилые мужчины и женщины тоже. Если бы мы использовали силу для их разгона, ситуация бы ухудшилась".
«Мягкий подход»
Мирные демонстрации могут, однако, перерасти в беспорядки. В прошлом месяце протестующие в Иссык Кульской области, осуждающие договор по добыче золота, столкнулись с полицией. Правительство было вынуждено объявить чрезвычайное положение в районе, чтобы положить конец массовым беспорядкам.
Чтобы разорвать этот порочный круг уличных протестов и повысить верховенство закона, правительству необходимо наказать тех, кто нарушает законы, утверждает М. Тюлегенов.
"Важно не создавать чувство безнаказанности, которое поощряет протестующих быть более радикальными. Но также важно сочетать переговоры и мягкий подход", считает он.
Д-р Эрика Марат, эксперт по Центральной Азии, говорит, что правительство должно также попытаться включить лидеров оппозиции в политический процесс и укреплять местное самоуправление.
«Повышение потенциала и профессионализма местных властей позволило бы им ответить на очень важные местные проблемы людей [протесты] и предотвратить мобилизацию агрессивных толп", сказала она.
Возвращаясь в Джалал-Абад, там несколько протестующих остаются на площади. Пустые юрты подчеркивают, что толпа может собраться в любой момент.
Они угрожают блокировать трассу снова, если их требования не будут выполнены. Но поскольку в Центральной Азии становится летомжарче, протестующие могут сделать перерыв. Но они вернутся осенью.
Абдужалил Абдурасулов, "BBC", 12 июня 2013 года Перевод - "Inozpress.kg"
Оригинал публикации на английском: