Новый ориентализм. Заметки к одной презентации по исламу в Кыргызстане - Чынара Харьехузен, к.и.н. ,историк и социальный антрополог
10 июля 2013, 11:37, CA-NEWS (KG)
CA-NEWS (KG) - 4 июля с.г. в Центре современного ориентализма( Центр стратегических исследований современного Востока и мусульманских стран) в Берлине прошла интересная лекция профессора Мукарам Токтогуловой из Кыргызстана, посвященная теме движения Таблиги Жамаат в Кыргызстане.
Чынара Харьехузен, к.и.н. ,историк и социальный антрополог, специально для CA-News из Берлина
Среди прочего, сообщалось о широком распространении среди части населения так называемого даавата - отходничества от семьи и дома ради пропаганды мусульманской веры в других регионах страны и за рубежом. В даават вовлечены как мужчины, так и женщины. На практике это выглядит следующим образом: отец или мать семейства, где есть также малолетние дети, оставляют семью на попечение других и удаляются на несколько месяцев, часто от 3 до 6 месяцев, и ходят по чужим селениям, живут в мечетях или у частных лиц, кормятся на подаяния или собранные братством деньги и читают проповеди. Здесь уместен вопрос, а нужен ли такой ислам кыргызам? Ведь нет ни в одной религии мира, в том числе и в классическом исламе, такого предписания, чтобы миряне бросали все дела, семью и детей и скитались в отдалении в чужих краях и среди чужих людей, пропагандируя каноны религии. По сути дела, неподготовленные или наспех кем-то подготовленные люди вовлекаются в процесс "промывания мозгов", сами не зная толком фундаментальных основ религии. Религиозной пропагандой среди масс населения всегда занимались монахи, то есть профессиональные и специально подготовленные духовные лица, которые ради таких целей принимали монашеский обет, изучали каноны религии годами в специальных учебных заведениях. Для этих целей они также отказывались иметь семью. И таким образом отказывались от обязательств по заботе о детях и семье. Повторюсь, что это предписывалось только монахам. А тут в Кыргызстане вдруг миряне начали брать на себя обязательства монахов!
Такое течение в современном исламе несет раздор в семьи, где дети лишаются общения с родителями, родных жизненных наставников; обрываются нормальные семейные устои и связи поколений. Спрашивается, а кому это выгодно и почему?
Я думаю, что нашим отечественным социальным антропологам нужно также изучать социальную функцию того или иного зарубежного, привносимого извне малоизвестными персонами того или иного заграничного исламского течения, с точки зрения пользы или вреда для родного народа. Почему бы нам не придерживаться и не развивать тот ислам, который мы унаследовали от своих предков? Тот, который укоренился с давних пор в Туркестане? Его еще называют "народным исламом". В нынешние времена местный, традиционный для миллионов туркестанцев ислам терпит беспощадную конкуренцию и вытеснение на родных просторах. На его место в головах и сердцах людей хочет господствовать заграничный ислам в форме многочисленных его течений: таблиги жамаат, движение Хаккани, Хиз-бут-тахрир и пр. А между тем, следует помнить, что так называемые современные течения ислама, зародившиеся в Пакистане, Северной Индии, Саудовской Аравии или любой другой стране Ближнего Востока, в том числе и "радикальный ислам", возникали в особое время и под влиянием острой политической борьбы Запада с коммунизмом на мусульманском Востоке, с атеистической идеологией, против СССР.
Многие так называемые радикальные исламские или даже террористические организации в свое время формировались на средства и по разработанным западными спецслужбами моделям и были конкретно направлены на борьбу с СССР и коммунистической идеологией. Например, движение Талибан в Афганистане.
Уже 20 лет мир крутится вокруг своей оси без СССР, но по всей видимости холодная война не прекратилась. Она приняла другой облик, другие мишени и перешагнула границы бывшего СССР и теперь сеет далеко не доброе, разумное и мудрое уже в нынешних республиках Центральной Азии и Российской Федерации. Теперь на очереди так называемые как старые так и новые мусульманские страны как объект новой экономической колонизации. В эту зоны теперь вовлечены образовавшиеся после распада СССР страны Центральной Азии.