Что нам стоит дом построить, нарисуем - будем жить: Новая национальная политика России и стран ЦентрАзии
Автор: Эрик Ханымамедов. 11.07.2013 08:26, Интернет газета - Белый Парус
После распада в начале девяностых прошлого века общего социокультурного пространства, потери понес каждый из нас. Все с каким-то лихим безумием стали строить на осколках общего большого дома, каждый свой маленький национальный домик. С упоением стали бросать камни в общее прошлое (к слову, не без помощи извне) и активно противопоставлять свою национальную идентичность некогда общим интернациональным принципам. С бывшими советскими республиками было все более менее понятно, в национальном составе там в основном превалировали титульные нации, и каких-то особо сильных разломов (за некоторым исключением) не произошло.
«Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса, или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе». Эрнест Хемингуэй
Эти слова величайшего писателя как нельзя лучше подходят к нашей постсоветской, современной действительности. Этот колокол звонит по каждому из нас, вот уже два с лишним десятилетия. По людям, которые родились в общей стране, по новому, молодому поколению которое не знает общего дома.
После распада в начале девяностых прошлого века общего социокультурного пространства, потери понес каждый из нас. Все с каким-то лихим безумием стали строить на осколках общего большого дома, каждый свой маленький национальный домик. С упоением стали бросать камни в общее прошлое (к слову, не без помощи извне) и активно противопоставлять свою национальную идентичность некогда общим интернациональным принципам.
С бывшими советскими республиками было все более менее понятно, в национальном составе там в основном превалировали титульные нации, и каких-то особо сильных разломов (за некоторым исключением) не произошло.
Тяжелее всего пришлось России, потому что Россия практически испокон веков была (несмотря на все истеричные, предвыборные лозунги современных «политиков» в России) многонациональным государством. И когда в современной России начались попытки внедрения чисто национальной идеи (фактически основанной на исключительном превосходстве русского этноса), стало появляться такое уродливое явление, как русский фашизм. Стоит вдуматься в алогичность этого словосочетания. Страна, которая спасла весь мир от «коричневой чумы», через несколько десятилетий наступает на те же грабли, что и Германия в свое время. То есть, как только ушло из активной жизни поколение людей защищавших родину от фашизма, их потомки не извлекли из этого никаких уроков и начали повторять те же ошибки.
К чему затрагивать именно национальный вопрос? Эта тема всегда очень болезненна, и грань между, здоровой гордостью за свой народ и гипертрофированным национализмом, всегда очень тонка.
В последнее время обрела второе дыхание идея Евразийского Союза. Путин написал статью, которую в медиапространстве стали активно обсуждать, потом высказали свои слова поддержки Назарбаев, Лукашенко, Акаев (речь пока о Таможенном Союзе, но конечная точка, на которую делается акцент - именно Евразийский Союз) и пошла определенная информационная волна.
Пока что все это мотивируется чисто экономическими выгодами, мол была общая производственная инфраструктура, и при ее восстановлении на нас опять прольется золотой дождь. Чтобы не дергать за хвост «западного кота» (т.к. восстановление нашего общего дома для них худший кошмар) естественно все стали утверждать, что это не СССР-2.
Хорошо - экономическая составляющая на первом этапе сработала, и этот «паровоз» начал набирать ход. Но, с ускорением интеграционных процессов, встанет важнейший вопрос, первооснова всего - вопрос национальной политики нового общего дома.
И вот тут начинается самое интересное. Если страна-фундамент нового общего пространства - Россия, то, что она может предложить в этом плане?
То, что мы видим сейчас в России, в ее так называемой национальной политике это искаженная реальность, эдакое кривое зазеркалье. Россия последние двадцать лет, в силу отсутствия собственной идеи в этом важнейшем вопросе, пошла по «кривой, западной дорожке». Мы видим к чему это приводит там, погромы во Франции, Англии. Зачем повторять столь негативный опыт. Даже в Америке - этом национальном «плавильном котле», существуют определенные трения. Кстати, в свое время в одной из своих книг, большой «любитель» России Збигнев Бжезинский, делал комплимент Советскому Союзу за его интернационализм.
В свете новых шагов к интеграции, на постсоветском пространстве должна реализовываться мощная, объединительная национальная идея для всех народов этого (а возможно и не только) пространства. И только экономическая платформа для этой идеи, никак не подходит. Кошелек никогда не заменит духовность.
В тех же русских, в массе своей, как показали многочасовые очереди к поясу Пресвятой Богородицы, духовная составляющая еще крайне сильна. Сильна, несмотря на все усилия нынешней компрадорской элиты России, активно пытающейся насадить культ потребления и западных «ценностей». Настоящую, русскую духовную матрицу не так легко уничтожить, как изначально некоторым казалось.
Как ни парадоксально на первый взгляд это покажется, одну из главных ролей в национальном вопросе нового объединения должна сыграть Средняя Азия. Вот лишь некоторые общие доводы в защиту такого утверждения. Во-первых, значительная часть российской и азиатской истории очень тесно взаимосвязана, взаимосвязана в первую очередь на уровне простых людей с обеих сторон, и до сих пор это присутствует. Например, широкая русская душа и яркое восточное гостеприимство как нельзя лучше нашли друг друга и прекрасно сочетаются.
Во-вторых, в Средней Азии всегда все человеческие отношения были, отчетливее, если любили так любили, дружба - это святое и т.д.
В-третьих, определенный консерватизм нашего Востока, играет против внедрения в общества среднеазиатских государств, так называемых либеральных ценностей Запада.
Чтобы выйти из того тупика, в который сейчас пытаются загнать русско-среднеазиатские национальные отношения, в первую очередь надо уйти из плоскости диалога среднеазиат-гастарбайтер-русский-колонизатор. К сожалению, и правящие элиты новых среднеазиатских государств, при построении современной национальной политики то же слегка перешли в этом вопросе грань не в лучшую сторону в отношении России. Новая национальная политика Евразийского Союза естественно должна исключать все разделения людей на «первый и второй сорт» (как это сейчас происходит, по отношению к жителям среднеазиатского региона).
Мы должны вновь встать на общую интернациональную дорогу. Воспитывать в русской и среднеазиатской молодежи отношения братьев-соседей, а не отношения первого и второго, младшего и старшего. В национальном вопросе должна быть целенаправленная, единая работа государственных структур и общества.
Только в таком ключе можно добиться настоящего, фундаментального объединения, не только на экономической основе (пример - Европейский Союз), а на основе новой правильной, национальной политики.
В этом случае Евразийский Союз станет реальным объединением и не повторит печальную судьбу Советского Союза.
Эрик Ханымамедов