Восток, конечно, дело тонкое. И хитрое. Возможно, именно этого качества России не хватает, чтобы успешно встраивать политику в регионе? Как нам следует вести себя с центрально-азиатскими партнерами, чтобы не оставаться в дураках?
- Не все здесь так просто. На мой взгляд, Назарбаев похитрее Каримова будет, - уверензаместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. - А Атамбаева с Рахмоном я бы вообще не сравнивал. В Киргизии - парламентская форма правления, в Таджикистане - президентская. Потому степень влияния Атамбаева на порядок меньше, он не единственный, кто принимает решения. Это все равно, что сравнивать Путина с нынешним президентом Германии Йоахимом Гауком.
«СП»: - Если говорить о республиках Центральной Азии, там руководители традиционно склонные к лавированию?
- Эти страны находятся между такими монстрами, как Россия, Китай, Индия и Пакистан. Им ничего другого не остается, как лавировать. У малых европейских стран есть отдушины в моря, а здесь - никаких отдушин, кругом топчутся «слоны». Другой политики, кроме лавирования, центрально-азиатские республики вести просто не могут.
Должен сказать, я не считаю, что Каримов доставляет России особые проблемы. Миллионы узбеков, которые живут и работают на нашей территории - хороший рычаг давления. Глава Узбекистана, надо думать, прекрасно понимает, что случится, если Россия вернет их на родину. У Каримова перед глазами события 2010 года в Киргизии, в результате которых была свергнута семья экс-президента республики Курманбека Бакиева. Бакиев лишился власти во многом из-за того, что в кризис 2008-2009 годов в России не было работы, и масса киргизов, которые у нас трудились, вернулась на родину. В сельских районах они жить не хотели, концентрировались в городах, и, в конце концов, образовали критическую массу недовольных. «
- Узбекистан то выходит из ОДКБ, то возвращается, то вновь уходит:
- История с ОДКБ тем более показывает, что Каримова нельзя называть хитрым. Когда узбеки вступали в ЕврАзЭС, я в узбекском посольстве тамошним дипломатам говорил: вы напишите, объясните руководству, что вступаете не в СНГ, где можно подписывать что угодно и не выполнять, а в достаточно серьезную организацию, где есть квоты голосов на принятие решений. Вы должны сейчас биться, чтобы получить квоту не меньше, чем Казахстан. Узбеки замялись: понимаешь, у нас принято чисто политическое решение вступить: В итоге, вступили и получили квоту как у Киргизии. Обиделись и вышли.
С ОДКБ такая же история. Вместо того, чтобы в рамках организации наковырять себе изюму - ведь это только кажется, что российский ядерный «зонтик» ничего не стоит - узбеки позволяют себе излишне импульсивные действия. Мол, не хотим единого командования, мы лучше хлопнем дверью: Это, повторюсь, еще одно доказательство, что Каримов не так уж хитер.
«СП»: - Назарбаев, вы говорите, хитрее. В чем это проявляется?
- В том, что он со всеми дружит. Этим и определяется хитрость политика во главе государства. Назарбаев дружит с Китаем, Россией, США. Ему не удается дружить только с Каримовым. Центральная Азия не является самодостаточным регионом, где единый лидер ведет общую политику. Такого там никогда не будет.
«СП»: - Если говорить о России, мы дружим со всеми?
- Нет. Мы не дружим ни с кем. Не царское это дело - великой державе с кем-либо дружить. Друзей у державы не бывает, бывают противники и сателлиты.
«СП»: - То есть, в данном случае наша гибкость не измеряется числом друзей?
- Конечно. Что, у американцев есть друзья? Кто-то их по плечу похлопывает? Мы, конечно, поменьше, но тоже вполне ничего.
«СП»: - Наше влияние в Центральной Азии укрепляется или ослабевает?
- Оно укрепляется в прагматичных военно-политических моментах, которые для России являются существенными. А ослабляется - к сожалению - в экономической области. Идеально было бы, чтобы мигранты из региона, которые работают сейчас в России, трудились в своих республиках, но на предприятиях нашего бизнеса.
У нас десятки тысяч россиян работают на предприятиях «Дженерал Моторс», «Ниссан-Рено», «Фольксваген». Все эти предприятия не тащат наших рабочих к себе на Запад - они открывают предприятия в России.
Мы могли бы развернуть в республиках Центральной Азии швейные производства - там рядом хлопок. Это неплохая площадка для нашей легкой промышленности.
«СП»: - Почему так не делают?
-После того, как в Узбекистане отобрали бизнес у МТС - кто же туда пойдет?! Наше государство на этот инцидент не среагировало, но предприниматели сделали выводы. Так что хитрость тамошних руководителей - с последствиями, которые дорого обходятся, прежде всего, им самим:
- России в общении с центрально-азиатскими республиками не хватает гибкости, умения вникнуть в проблемы этих стран, - считает ректор «Института СНГ» Михаил Фролов. - Проблема тут, с одной стороны, в имперских амбициях Кремля. С другой - Каримов действительно хороший политик, который умеет пройти между Сциллой и Харибдой, и со всеми договориться. Политика России на этом фоне отличается излишней прямолинейностью. Наше руководство со времен СССР видит мир в черно-белом свете, и делит страны исключительно на друзей и врагов. Но в нынешней Центральной Азии такой подход плохо работает.
Назарбаев тоже неплохо лавирует, если сравнивать с Каримовым. Но у лидера Казахстана изначально больше пространства для маневра - и страна обширнее, и экономика куда крепче. Успехи узбекской политики намного сильнее связаны со способностью Каримова грамотно договариваться. Можно сказать, гибкостью он компенсирует экономическую отсталость.
Атамбаев и Рахмон выглядят на этом фоне хуже - возможно, из-за того, что оба недавно в политике.
Россия, повторюсь, переговорщик тоже так себе. Во многом из-за этого мы неуклонно теряем влияние в Центральной Азии. Мы считаем, что имеем право на последнее слово - и неизбежно проигрываем: